Ровно 30 лет назад, 9 июня 1993 года, на экраны кинотеатров вышел фильм, оказавший огромное влияние на детские увлечения последующих десятилетий и ожививший закостеневшую, словно останки древнего звероящера, науку — палеонтологию. «Парк юрского периода» стал самым кассовым на то время фильмом и удерживал этот рекорд вплоть до появления «Титаника».
Действие картины происходит на вымышленном острове, где богатый бизнесмен и команда генетиков создали природный парк клонированных динозавров. По ходу сюжета доисторические зверюги превращаются в неутомимые машины для убийств людей, которым приходится бороться за выживание и бежать с опасного острова.
Чудовища, извлечённые из небытия
Дмитрий Писаренко, aif.ru: — Андрей Герасимович, если бы человек на самом деле попал в мир динозавров, стали бы они сразу бросаться на него, гоняться, выслеживать? Мы ведь знаем, что и современные хищники (львы, медведи) представляют угрозу, лишь когда голодны или их потомство в опасности.
Андрей Сенников: — Действительно, вокруг сытого крокодила могут спокойно ходить антилопы, и он их не тронет. Так что в реальности встреча человека и хищного динозавра вовсе не обязательно обернулась бы трагедией. Думаю, в те времена, когда они жили на Земле, рядом с отдыхающим хищником (например, тираннозавром) могли пастись растительноядные динозавры. Зачем ему тратить энергию на охоту, если он сыт?
Я напомню, что фильм «Парк юрского периода» был снят по одноимённой книге писателя Майкла Крайтона. В ней есть посыл, который не нашёл отражения в фильме — об ответственности учёного за свою работу, за сделанные им открытия. Главный герой книги оживил динозавров, и это оказалось роковым событием. Чудовища, извлечённые из небытия, стали представлять угрозу всему человечеству. Писателю было нужно это преувеличение, он хотел показать, что результатом работы учёного стали инфернальные демонические существа. Это такой художественный приём.
Фильм Спилберга — это скорее научно-фантастический экшн. Там художественное преувеличение выполняет другую функцию — попугать зрителя, пощекотать ему нервы. Тем не менее для палеонтологии этот фильм был очень важен. Во-первых, он способствовал её популяризации. Во-вторых, мы, учёные, смогли оценить компьютерное воспроизведение обликов динозавров.
— И как они вам? Правда ли, что многие из них в реальности выглядели иначе?
— Там есть вольности, о которых я ещё скажу. Но дело в другом. Всё-таки Спилберга консультировали профессиональные палеонтологи, изучающие динозавров. И они исходили из тех научных представлений о динозаврах, что существовали на тот момент.
А представления об облике вымерших животных постоянно меняются. Если взглянуть на реконструкцию динозавров, сделанную в середине XIX века, когда учёные только начали этим заниматься (например, на скульптуры в парке Хрустального дворца в Лондоне), можно увидеть, что они совершенно не похожи на то, как мы представляем себе динозавров сейчас.
Тогда они виделись тяжеловесными и неуклюжими. Такими их продолжали считать и в начале ХХ века — своего рода ошибкой природы. Правда, тут хочется сказать: ничего себе ошибка! Динозавры, извините, существовали 150 миллионов лет, а человек — пока только чуть больше миллиона.
Но затем произошла смена парадигмы. Начиная с американского палеонтолога Роберта Бэккера стали считать, что динозавры ближе к птицам, чем к рептилиям, что они могли быть теплокровными и достаточно активными животными. И они более высокоорганизованные существа, чем те же рептилии.
Фильм Спилберга был построен именно на этой новой теории. Он просто отразил преставления палеонтологов того времени.
«Рапторов» придумали для звучности
— Давайте перейдём к конкретике. Мог ли тираннозавр догнать автомобиль, неужели он был таким резвым? А зрение у него при этом плохое — это правда?
— В фильме тираннозавр показан очень активным, бегающим со скоростью не менее 60 километров в час. Есть самые разные расчёты, сделанные на основе биомеханики, по аналогии с современными животными. Их результаты сильно различаются. Одни показывают, что он передвигался со скоростью не более 10-15 километров в час, другие — что он мог разгоняться до 20-30 километров, а то и 40. Я думаю, что такое огромное и тяжеловесное животное быстро бегать не могло и догнать машину, идущую по ровной местности, было не в состоянии.
Если говорить о зрении, были научные публикации о головном мозге тираннозавра. Поскольку в черепе (а их было найдено немало) сохраняется мозговая полость, можно получить отливку мозга с учётом мягких тканей. Но и здесь мнения расходятся. Одни учёные считают, что у тираннозавров в основном было развито обоняние и что они даже не были активными хищниками, а были падальщиками. Другие приводят аргументы, что у них было хорошо развито зрение и они должны были быстро передвигаться. То есть единого мнения нет.
— В фильме показывают чешуйчатых динозавров размером с человека, называя их рапторами. Это что за звери?
— Они там, можно сказать, главные герои. Но такого названия животного как раптор, просто не существует. Есть велоцираптор. Это динозавр из группы манирапоторов, птицеподобных динозавров.
А в фильме показан некий обобщённый образ. Думаю, там изображён более крупный представитель этой группы — дейноних. Он-то ростом был действительно с человека. А велоцираптор был небольшим, немного крупнее индюка. Конечно, он тоже мог быть опасен, но не так, как животное размером с человека. Возможно, создателям фильма показалось, что так будет эффектней, а короткое слово «раптор» легче запомнится зрителям, чем «дейноних».
И вот, кстати, о смене научных представлений. В фильме эти рапторы (ну или велоцирапторы) — голые, с чешуйчатой кожей. Уже потом в Китае было найдено огромное количество оперённых динозавров. Тогда стало понятно, что они были пушистыми. Так что это не ошибка, а недостаток научного знания.
ДНК динозавра найти невозможно
— Ещё в фильме есть момент, когда человек забирается в машину, а там его поджидает динозавр, который плюётся в него ядом, а ещё у него вокруг шеи раскрывается жуткий кожаный воротник. Тут всё честно?
— Это дилофозавр. С ним авторы нафантазировали. Главное отступление от научной достоверности в том, что он жил в начале юрского периода, в отличие от большинства других животных, показанных в фильме. То есть эти существа вместе на Земле никогда не обитали. Но раз это художественное произведение, там допускается такой зоопарк.
И вибрирующий воротник вокруг шеи, и способность плеваться ядом — фантазия авторов. Воротником дилофозавра снабдили, видимо, по аналогии с плащеносной ящерицей. Правда, у неё он служит скорее защитным средством: напугать того, кто хочет тебя съесть. Но дилофозавр был крупным хищником с мощными челюстями и острыми зубами. В начале юрского периода он стоял на вершине пищевой пирамиды — ему не было нужды пугать свою жертву воротником, равно как и плеваться ядом. Для крупного хищника всё это излишне, ему было достаточно челюстей и зубов. В природе действует целесообразность, всё устроено очень экономно.
— Главная претензия к «Парку юрского периода», насколько я могу судить, — это сама идея клонирования давно вымерших животных. Кровь динозавров извлекали из доисторических комаров, которые их когда-то кусали, а потом увязли в янтаре. Из неё «доставали» ДНК животного и использовали её для клонирования. Но это же фантастика чистой воды: молекула ДНК очень хрупкая, она не может храниться миллионы лет.
— Совершенно верно. Пока в распоряжении учёных нет даже ДНК мамонта, который жил совсем недавно — не десятки миллионов, а всего лишь тысячи лет назад. Генетический материал, необходимый для клонирования динозавров, найти, я полагаю, невозможно. Он наверняка разрушен. Хотя в последние годы есть единичные, уникальные находки молекул органических веществ в хорошо сохранившихся остатках динозавров — например, в отпечатках перьев, где эти вещества определяли их окраску.
Да и потом, даже наличие полного генома совсем не гарантирует, что вы сможете воспроизвести полноценный живой организм. Понимаю, что публике очень хочется увидеть живого динозавра, но на такую возможность учёные смотрят скептически.