Этот материал мог спасти «Титаник». Ученые рассказали о новой разработке

Уникальный алюминиевый сплав, разработанный российскими учеными. © / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (входит в «Проект 5-100») запатентовали технологию, позволяющую получать нетонущий материал, который можно использовать в судостроении.

   
   

Эффект непотопляемости достигается благодаря уникальной форме алюминиевого сплава. Он становится пористым при помощи переплавления алюминиевого материала и добавления вспенивающего газа. По сути, если бы такая технология применялась в судостроении сто лет назад, то мы бы не знали трагической истории «Титаника».

Преимущество пористого материала по сравнению со сплошным заключается в возможности при использовании в конструкциях увеличивать жесткость, звуко- и теплоизолирующие свойства.

Как сообщают авторы разработки, при достижении высокой пористости материала плотность его можно снизить до уровня плотности воды и даже ниже. Это означает, что материал не будет тонуть. Использование подобных материалов в судостроении обеспечит непотопляемость даже в случае пробоев в корпусе.

Во многих случаях для эксплуатации конструкций бывает достаточно несущей способности тонких материалов (1 мм и менее). Но материал такой толщины иногда имеет чисто геометрические ограничения (толщина слишком маленькая для манипуляций), или же соединить его без деформации бывает невозможно. В случае пористого материала за счет пор можно увеличить толщину, сохранить вес и увеличить жесткость конструкции.

Похожая технология была применена в Японии, однако на выходе у них получалась пористость по всему материалу. Уникальность же разработки СПбПУ в том, что можно получать как однородный, так и неоднородный по пористости материал: где-то — по необходимости — пористый, в каких-то местах — с утолщениями, а в каких-то — со сплошной структурой. Это позволит производить двухслойные сэндвичи, у которых пористой будет только одна сторона, или создавать области на материале с повышенной плотностью для механического (болты/шпильки) или сварного соединения.