Есть идея: как удержать мозги?

Мозги сегодня — наше главное богатство и предмет исследований. © / ТАСС

Новый российский стартап даст работу молодым учёным.

   
   

Казалось бы, вирус, коронакризис, и все заняты лишь тем, как выжить. Думать о чём-то большем, чем насущные проблемы, не время. Однако есть исключения. К примеру, стартап, нацеленный на поддержку таких фундаментальных направлений, как исследования мозга человека, и таких стратегически важных технологий, как блокчейн. Он даст работу молодым учёным и аспирантам, и первый грантовый конкурс уже вышел на завершающий этап.

Самая эффективная система

Современные исследования мозга – это отнюдь не «распиливание» содержимого черепной коробки на тонкие кусочки и не коллекционирование мозгов великих людей. Те страшные для обывателя истории, связанные с советским Институтом мозга, уже в прошлом.

Сегодня мозг изучают другими методами – с помощью современной техники. И делают это не только биологи или психиатры, но и физики, математики, специалисты в области нанотехнологий и новых материалов. Появилось целое созвездие наук – нейронаук­и, и основная их черта – междисципли­нарность.

Поддержку таких исследований и считает приоритетом новый российский стартап – научный центр перспективных междисциплинарных исследований «Идея». Как объясняет соучредитель центра, член-корреспондент РАН Тагир Аушев, понимание механизмов работы мозга и природы сознания является основным научным вызовом и сверхзадачей XXI в. Ведь при всех нынешних мант­рах искусственному интеллекту энергоэффективность этой технологии очень далека от эффективности человеческого мозга.

«Понимание принципов и механизмов работы человеческого мозга позволит не только сделать прорыв в создании искусственного интеллекта и нового поколения вычислительных систем, но и расширить возможности самого человека», – уверен учёный.

Поэтому в центре есть программа в области нейронаук «Мозг», которая ставит именно такие задачи. Недавно завершился приём заявок на первый грантовый конкурс в рамках этой программы.

   
   

Гранты на аспирантов

В условиях конкурса есть важное правило: заявки подают учёные, но, выигрывая гранты, они обеспечивают работой аспирантов.

«Уникальность конкурса в том, что выигрывает его ведущий учёный, после чего у него есть год на поиск себе достойного кандидата в аспиранты. Таким образом, будущий аспирант идёт в аспирантуру к учёному с уже гарантированным финансовым обеспечением», – поясняет смысл новаторства Аушев.

Этим, по его словам, решается важная проблема: предот­вращается отток лучших молодых кадров за рубеж – туда, где аспирантам не надо сидеть на минимальных стипендиях, где профессора могут предложить им нормально оплачивае­мую работу.

Программа «Мозг» даёт аналогичные условия: сред­ства выделяются не только для проведения исследований, но и для создания новых позиций, на которые руководитель проекта пригласит аспирантов и молодых учёных. Кроме того, финансируются их стажировки в ведущих мировых научных центрах.

Средства могут выделяться даже на высокорискованные исследования, в том числе старт­апам, у которых ещё нет ничего, кроме идеи. То есть «Идея» как стартап появилась для того, чтобы помочь другим стартапам встать на ноги.

Деятельность центра, по словам его руководителя, ведётся за счёт добровольных пожерт­вований, и весомую помощь сегодня оказывают компания «Норникель» и её президент Владимир Потанин.

Помимо нейронаук здесь делают ставку на развитие информтехнологий, и в первую очередь блокчейна. «Для России лидерство по этому направлению является стратегически важным», – отмечает Аушев.

Скоро появится центр компетенций блокчейн, в рамках которого будут вестись научные исследования, готовиться специалисты на базе ведущих вузов страны, создаваться открытые платформы и решения. Всё это поможет старт­апам в этой области выходить на рынок.

Русская речь в крупнейших научных центрах Европы и США – обычное дело. Российские физики и математики, химики и биологи там в чести. Такие стартапы, как «Идея», могут решить сразу две задачи: дать импульс исследованиям в наиболее перспективных областях и остановить утечку молодых учёных из России, которая во все времена была богата не столько нефтью и газом, сколько мозгами.