После двух разрушительных землетрясений 6 февраля Турция продолжает содрогаться от подземных толчков. 16 февраля в провинции Хатай произошло землетрясение магнитудой 5,1, а 18 февраля вновь тряхнуло возле теперь уже печально известного города Кахраманмараш, разрушенного две недели назад.
Сегодня, 19 февраля, рано утром подземные толчки магнитудой 3,6 зафиксированы на севере Турции, а днём случились землетрясения на юге страны (магнитуда 4,1 и 4,6).
Некоторые турецкие эксперты и вовсе нагнетают страху. Сейсмолог Сулейман Пампал предупреждает, что в ближайшее время в Анкаре и Стамбуле могут произойти ещё более разрушительные землетрясения, в результате которых обрушатся около 50 тысяч зданий.То, что случилось 6 февраля на юго-востоке страны, он называет «репетицией» возможнойстамбульской катастрофы.
А ведь не за горами начало туристического сезона, и многие люди уже планируют поездки в тёплые южные страны. На сколько затянется действие природной стихии в столь любимой россиянами Турции?
«Землетрясения 6 февраля, случившиеся с разницей в 9 часов, породили последовательности афтершоков — повторных толчков. Это был дуплет сильных сейсмических событий, они произошли на разных ветках Восточно-Анатолийского разлома, поэтому и последовательности афтершоков разные, — комментирует aif.ru сложившуюся ситуацию заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН, доктор физико-математическихнаук Алексей Завьялов. — Когда новые землетрясения происходят в пределах 150 километров от эпицентра главного турецкого события, это, скорее всего, его афтершоки. И то, что они происходят, это хорошо — гораздо хуже, если бы их не было. Ведь благодаря им с этой области снимается повышенное напряжение, накопленное в результате её длительной накачки сейсмической энергией при взаимном перемещении тектонических плит друг относительно друга. Дело в том, что основной толчок не сбрасывает энергиюполностью. Как раз сейчас она понемногу разряжается. И если бы повторных толчков не происходило, была бы высока вероятность ещё одного сильного землетрясения, способного привести к жертвам и разрушениям.
Сколько это может продлиться? Возможно, несколько месяцев, но бывает, что афтершоки длятся несколько лет. А ещё бывает, что какой-то сейсмически опасный регион молчит, молчит — и вдруг высыпает несколько достаточно сильных землетрясений, среди которых нет главного, «яркого» толчка. Это так называемая роевая активность.
Турецкие сейсмологи должны лучше знать, сколько в их регионе продолжаются афтершоки, ведь они постоянно ведут наблюдения за своей территорией. Поэтому расстраивает, когда они вносят элемент нервозности, как в случае с предсказанием землетрясений в Анкаре и Стамбуле. Что значит «в ближайшее время»? Это когда — завтра, через месяц, через год? Как должны реагировать люди? Они же не могут покинуть свои дома и уехать на несколько лет куда-то в другое место.
Что касается планирования туристических поездок. Надо помнить, что Турция всегда находилась и будет находиться в сейсмоактивной зоне. Вся, включая курортные места! Раньше об этом как-то не задумывались, но произошедшая трагедия об этом напомнила. Так что, собираясь в Турцию, знайте, что вы едете в страну, территория которой подвержена сейсмической опасности.
Вторая рекомендация: выбирайте отели малой этажности. Если есть возможность, беритеодноэтажные, а ещё лучше — что-то типа бунгало. Тогда вероятность уцелеть при землетрясении будет выше, и покинуть здание будет проще.
Ведь убивают людей не землетрясения, а здания, которые рушатся. Это либо старыездания, либо спроектированные и построенные с нарушениями».