В России создают аэромобиль с циклическими движителями «Циклокар». Как сообщили в Фонде перспективных исследований, работы по его разработке стартовали в рамках проекта «Циклон». Уже завершилось предварительное проектирование летающей машины, состоялись наземные испытания циклического движителя, а 60-килограммовый прототип совершил первый полет.
Что представляет собой аэромобиль?
Главный исполнитель проекта — институт теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук. В ходе первого этапа специалисты провели предварительное проектирование машины, а также наземные испытания циклического движителя (циклического ротора) диаметром 1,5 м. «Циклокар» — это летательный аппарат, который удерживается и движется в воздухе благодаря циклическим движителям. Это устройства, преобразующие энергию двигателя либо внешнего источника через взаимодействие со средой в полезную работу по перемещению транспортного средства.
Как пояснил руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований Ян Чибисов, среди основных преимуществ таких движителей — быстрое управление вектором тяги на 360 градусов, а также низкий уровень шума и компактность. «При этом циклический движитель — одно из самых сложных в проектировании аэродинамических устройств», — рассказал он.
«Циклокар» способен развивать максимальную скорость до 250 км/ч, а дальность полета составляет до 500 км. Расчетная грузоподъемность машины составляет 600 кг, она способна вместить 6 человек. По словам Яна Чибисова, посадка в салон будет осуществляться как с бортов, так и с кормовой части.
«Задняя дверь-аппарель позволяет осуществлять погрузку в режиме причаливания к зданию, в грузовом варианте — перевозить длинномерные грузы, устанавливать в салоне стандартные медицинские модули для перевозки больных и раненых» , — говорит он.
Расчетные габариты — 6,2×6 м, что гораздо компактнее, чем, например, вертолетная техника. Отличительной особенностью аппарата является возможность посадки на наклонную поверхность (до 30 градусов) и причаливания к вертикальным поверхностям. Еще одна особенность — это периферийная защита. Она не позволяет человеку дотронуться до вращающихся лопастей, при этом защищает сами лопасти от попадания в них посторонних предметов.
«Циклокар» оснастят последовательной гибридной силовой установкой (ГСУ) российского производства. Она позволит адаптировать его под конкретного заказчика. Летательный аппарат также оборудуют энергоузлом на базе бензинового роторно-поршневого двигателя или более мощным вариантом ГСУ на основе турбовального двигателя.
Ян Чибисов говорит, что управлять «Циклокаром» будет не сложнее, чем современными автомобилями. Пилотирование может осуществляться оператором на борту либо с гаджета в зоне работы бортовой системы связи «Циклокара» или с наземного пункта управления как полноценным беспилотником.
«Пилот-оператор фактически будет выполнять директорное управление, передавая системе автоматического управления команды в части направления и скорости полета и осуществлять необходимый контроль» , — поясняет он.
Полеты первого полноразмерного прототипа «Циклокара», оснащенного полностью электрической силовой установкой, планируется осуществить в 2022 году.