Богатенькие «Гагарины». Как миллиардеры устроили схватку за космос

Ричард Брэнсон, Джефф Безос и Илон Маск. © / www.globallookpress.com

В начале 1960-х годов отец советской космической программы Сергей Королев заметил: «Пройдет совсем немного времени, и люди будут летать в космос по комсомольским путевкам». Сергей Павлович ошибся: шестьдесят лет спустя покорение космоса стало делом толстосумов.

   
   

В начале был Тито

28 апреля 2001 года космический корабль «Союз ТМ-32» с экипажем в составе Талгата Мусабаева, Юрия Батурина и Денниса Тито стартовал с Байконура. Бывший сотрудник НАСА, а впоследствии бизнесмен-миллионер Деннис Тито, заплативший за полет на МКС 20 миллионов долларов, стал первым в истории космическим туристом. Тито, несмотря на едкие комментарии в его адрес, вел себя более чем достойно: по мере сил помогал другим членам экипажа, с уважением отзывался о российских космонавтах и космической программе РФ в целом.

Спустя два десятилетия богачи для космических путешествий используют не только советское техническое наследие, но и свои собственные разработки. А 57-летний Джефф Безос и 70-летний Ричард Брэнсон вообще развернули соперничество за то, кто первым поднимется к звездам.

Риск и неудачи господина Брэнсона

Обладатель 5-миллиардного состояния и любитель всяческого экстрима Ричард Брэнсон в 2004 году основал компанию Virgin Galactic, объявленную первым независимым космическим туроператором. Брэнсон планировал устраивать суборбитальные полеты: самолёт-разгонщик WhiteKnightTwo доставляет космолет SpaceShipTwo на высоту 16 км, откуда тот производит старт. Время полёта — 2,5 часа, из них в невесомости — 5-6 минут. 

Изначально Брэнсон, собравший несколько сотен заявок от желающих совершить полет, планировал начать регулярные звездные рейсы в 2009 году. Однако задача оказалась куда сложнее, чем полагал миллиардер. Осенью 2014 года — во время четвертого испытательного полета — корабль потерпел катастрофу. Один из пилотов погиб, второй получил серьезные ранения. Катастрофа отложила реализацию проекта Брэнсона на несколько лет. 

И вот сейчас компания Virgin Galactic назначила на 11 июля 2021 года первый полет космолета, в котором будут участвовать не только пилоты. В космос отправятся пилоты Дэйв Маккей и Майкл Масуччи, а также сам Ричард Брэнсон, главный астронавт-инструктор компании Бет Мозес, старший операционный инженер Колин Беннетт и вице-президент по связям с правительством Сириша Бандла.

Обстоятельность мистера Безоса

Капитал главы интернет-компании Amazon Джеффа Безоса оценивается в 187 миллиардов долларов. В начале 2000-х он основал аэрокосмическую компанию Blue Origin, которая ставила своей задачей развитие космического туризма. Компанией был разработан корабль New Shepard, представляющий собой пилотируемую капсулу, стартующую вертикально с помощью одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя и затем приземляющуюся с помощью парашютов (ракета-носитель совершает самостоятельный спуск и вертикальную посадку с помощью двигателя). Название корабль получил в честь Алана Шепарда, первого американского астронавта, совершившего суборбитальный полет.

   
   

Начиная с 2011 года Blue Origin проводила тестовые полеты в беспилотном режиме. После 15 таких миссий, последняя из которых состоялась 14 апреля 2021 года, было дано добро на полет с экипажем. Он назначен на 20 июля 2021 года, 52-ю годовщину высадки Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну.

Одним из испытателей станет сам Безос, который 5 июля покидает пост главы компании Amazon. Вместе с Безосом полетит его младший брат Марк. Также полетят сотрудники фирмы и победитель специально организованного онлайн-аукциона.

Игра на опережение

Изначально Брэнсон планировал свой полет на осень 2021 года. Но, узнав о планах Безоса, перенес старт на 11 июля, чтобы застолбить за собой статус первого «звездного миллиардера».

Справедливости ради, нужно сказать, что формально аппарат Брэнсона в космос не летает: международно признанная граница космического пространства проходит на высоте 100 км, в то время как космолет Брэнсона преодолевает лишь отметку в 80 км. Но в США этого достаточно, чтобы считаться астронавтом.

У Безоса все серьезнее: его капсула поднимается на высоту свыше 100 км, так что полет будет считаться космическим без всяких условностей.

Существует еще Илон Маск с компанией SpaceX, который запускает на орбиту корабль Crew Dragon. На сентябрь 2021 года у Маска запланирована миссия SpaceX Inspiration4, в которой будут участвовать исключительно гражданские лица. Возглавит полет миллиардер Джаред Исаакман, основатель и генеральный директор Shift4 Payments, лидера в области интегрированных решений для обработки платежей. Кроме него в космос отправятся Хейли Арсено, Кристофер Семброски и Шан Проктор — детский врач и два победителя онлайн-голосования. Маск планирует на ближайшие годы еще несколько подобных туристических миссий, которые, в отличие от полетов Брэнсона и Безоса, являются полноценными, орбитальными. Среди потенциальных клиентов Маска — актер Том Круз, который собирается снимать кино в космосе.

Пересильд превзойдет Тома Круза

Впрочем, Круз пойдет по следам российских кинематографистов. 5 октября 2019 года на корабле «Союз МС-19» на МКС для съемок фильма «Вызов» отправятся 36-летняя актриса Юлия Пересильд, а также 37-летний режиссер Клим Шипенко. Командиром экипажа станет 49-летний Герой России Антон Шкаплеров, имеющий за плечами три экспедиции на МКС общей протяженностью более 533 суток.

Правда, в отличие от Круза, российские киноделы сами платить за космическое путешествие не будут. Герой России Михаил Корниенко, дважды летавший на орбиту, в беседе с порталом «Газета.ру» по этому поводу сказал: «Что уникального в этом фильме? Что Пересильд и режиссер полетят на МКС на 10 дней за 2 миллиарда рублей? А вы уверены, что они там не будут, извините, блевать все эти 10 дней?.. В центре подготовки космонавтов за голову держатся от этих новшеств. И притом это денег стоит немерено. Не знаю, может, это внебюджетные источники. Мне не очень понятно, кто за них эти 2 миллиарда будет платить... Но на выхлопе, я боюсь, не очень много получится. Ни для страны, ни для „Роскосмоса“». В планах у российской космической отрасли есть и полеты новых обеспеченных толстосумов, которых даже планируется выводить в открытый космос. В общем, бизнес процветает. Хотя вряд ли такая реальность пришлась бы по нраву Сергею Павловичу Королеву.