Актуальные идеи аль-Фараби: учёные РФ и РК оценили масштаб мыслителя

Накануне по инициативе посольства Республики Казахстан в России прошёл круглый стол, посвящённый духовному наследию величайшего философа-гуманиста Средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби. По единодушному мнению участников онлайн-конференции, мыслитель, родившийся 1150 лет назад на территории современного Казахстана, опередил своё время на несколько столетий, а его мысли о взаимоотношении в обществе до сих пор актуальны. 

   
   

Формирование «разумных граждан»

Открывая круглый стол, посол Казахстана в России Ермек Кошербаев подчеркнул, что современное казахстанское общество должно укреплять духовную связь с мировоззрением аль-Фараби, несмотря на то что учёный творил более тысячи лет назад. «В своих взглядах на обществознание и политику философ во многом был пионером, однако его блестяще интеллектуально выстроенная теория о развитии государств актуальна и сегодня и, наверное, не требует переосмысления. В оценке духовного наследия аль-Фараби президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал формировать ценностные ориентиры у подрастающего поколения казахстанцев на основе воззрений выдающихся мыслителей, каким был и аль-Фараби», — сказал дипломат.

Об актуальности идей мыслителя продолжил говорить ректор Казахского национального университета им. аль-Фараби Галымкаир Мутанов. Напомнив, что в своих трудах великий философ уделял большое внимание роли созидающего разума в человеке, ректор сказал: «Сейчас, когда наблюдается кризис во всех сферах жизни современного общества, делом первостепенной важности является формирование разумных граждан, к чему призывал аль-Фараби. Сегодня идеи его наследия очень актуальны и востребованы. Практической реализацией подходов мыслителя является формирование качественного человеческого капитала, главную роль в котором играет академическая университетская среда, способная реализовать задачи воспитания молодёжи на основе интеграции знаний и духовности в духе глобальной гражданственности. Университеты должны готовить специалистов, формируя в них высокие человеческие качества».

Мутанов напомнил, что несколько дней назад в штаб-квартире ООН прошла конференция «Разум во имя мира», посвящённая 1150-летию аль-Фараби. На том мероприятии верховный представитель Альянса цивилизаций ООН, Мигель Анхель Морратинос из Нью-Йорка, процитировал мыслителя, сказав: «„Знания без воспитания, без нравственного начала, могут принести вред, а не пользу“, — говорил аль-Фараби. Эта цитата философа есть суть, на которую могут опираться программы образования глобальной гражданственности во всём мире». По мнению ректора КазНУ, интерес к восточному мыслителю на такой авторитетной международной площадке, как ООН, говорит о востребованности идей философа в современном мире.

«Глубокое и всестороннее изучение наследия аль-Фараби — требование времени», — поддержал ректора КазНУ сенатор Республики Казахстан Алимжан Куртаев, представляющий Туркестанскую область, на современной территории которой (в городе Отраре) родился аль-Фараби. «Открытие аль-Фараби впереди», — подытожил генеральный директор «Казахфильма» Сергей Азимов, автор нового фильма об аль-Фараби.

От «теории пророчеств» до лечения музыкой

Представители российской философской мысли солидарны с казахстанскими коллегами. Так, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук, кандидат философских наук Наталия Ефремова констатировала: «Идеи аль-Фараби не покрыты пылью, они имеют не только архивное значение». По её словам, аль-Фараби разработал т. н. «теорию пророчеств», в рамках которой заложил «чрезвычайно плодотворную мысль о фундаментальном родстве философии и религии». «Он выдвинул концепцию о едином источнике познаний, а именно о деятельном разуме, который, по сути, является творцом подлунного мира. Как считал аль-Фараби, из интеллекта черпают свои знания и философ, и пророк. Таким образом, аль-Фараби соединяет философское, рациональное знание и пророческое знание единым источником», — отметила Наталия Ефремова.

Кроме того, по словам представителя РАН, одной из исторических заслуг философа является синтез двух философских традиций, до той поры существовавших автономно: языческой в лице античной культуры и монотеизма.

   
   

В своём выступлении главный научный сотрудник Института востоковедения Центра арабских и исламских исследований РАН Тауфик Ибрагим отметил злободневность учения аль-Фараби в контексте современных религиозных конфликтов. «Философ аль-Фараби сформировал теорию и философию религии, которая годится для всех стран и континентов. Если бы мы ориентировались на те вещи, которые он изложил в этом трактате, то были бы сняты многие конфликты, в том числе в религиозной сфере. Такая широта мысли впервые прозвучала именно у аль-Фараби», — констатировал Ибрагим. По его мнению, союз ислама и иных религий, концептуализированный аль-Фараби, на сегодня является крайне востребованным в современной международной обстановке.

Профессор Жакыпбек Алтаев из Центра аль-Фараби акцентировал внимание на другом аспекте гения аль-Фараби: музыковедении. «Актуальность искусствоведческих трудов Абу Насра аль-Фараби сегодня возрастает в контексте реставрации истории и культуры Великой Степи. Эстетические взгляды мыслителя на природу математики, музыки и поэзии ещё не полностью изучены. А ведь музыкой в древности исцеляли страждущих, и, как любое снадобье, музыка может стать и ядом, и средством исцеления. Все зависит от характера музыки, и надо отметить, что особенность сочинений аль-Фараби заключается в применении математических методов: он переложил музыкальные звуки в числовые обозначения», — подчеркнул профессор, уточнив, что мыслитель написал «Большую книгу музыки» — фундаментальный труд о гармонии звуков и чисел, который в XV веке был переведён на латынь, а позже и на другие языки, включая русский. 

Культурный код

В ряду докладчиков стоит отметить двух интеллектуалов: переводчика средневековой восточной литературы, арабиста и тюрколога Зифу-Алуа Ауэзову (внучку знаменитого казахстанского писателя Мухтара Ауэзова, автора романа «Путь Абая») и заведующую отделом философии Института философии, политологии и религиоведения Галию Курмангалиеву. Учёные отметили значимость наследия аль-Фараби для формирования культурного кода казахского народа.

«Изучение наследия аль-Фараби важно не только в рамках интеграции тюркских народов Центральной Азии. Для нас очень важно понять духовную общность с другими народами, поскольку мы существуем на территориальном пространстве, которое называется Евразией, где славянские и тюркские народы живут в длительной исторической связи, с корнями, которые связывали Древнюю Русь и Степь», — сказала Галия Курмангалиева.

Подводя итоги круглого стола, посол Казахстана в России Ермек Кошербаев поддержал высказанное единомышленниками предложение учредить специальную стипендию имени аль-Фараби для молодых учёных, изучающих и популяризирующих наследие восточных философов.