Академик Пётр Толочко: «Поскребите украинца – обнаружите русского»

Люди в Одессе (Украина) держат плакаты, говорящие о единстве русского и украинского народов, март 2014 г. © / Commons.wikimedia.org

Нашим предкам, древним русичам, и в страшном сне не могло присниться, что кто-то из них является украинцем, кто-то – русским, а кто-то – белорусом.

   
   

На «Прямой линии» Владимир Путин заявил, что украинцы и русские – один народ. Владимир Зеленский не согласился: «Нет, не один». А что говорят об этом учёные?

Их исследования подтверждают генетическое родство русских и украинцев, а также белорусов. В 2017 г. эксперты центра Genotek проанализировали геном 2000 русских. Оказалось, что 19,2% унаследованной ими генетической информации характерно для жителей Белоруссии и Украины. От коренного населения Центральной России им досталось меньше – 16,2%. Кроме того, в геноме были обнаружены финские (13,1%), венгерские (6,3%), балканские (5,5%) фрагменты.

О нюансах русско-украинского родства и научном подходе к нему «АиФ» беседует с историком и археологом, иностранным членом РАН Петром Толочко, 30 лет возглавлявшим Институт археологии НАН Украины.

Одного корня ветви

Пётр Петрович, главный во­прос: мы один народ или разные?

– Конечно, генетически русские и украинцы – это один народ, сложившийся ещё в киево-русские времена и впоследствии оказавшийся разделённым, причём не по чьей-то злой воле, а самой историей. Правда, в процессе длительной эволюции ни русские, ни украинцы не смогли сохранить свою разделённую этническую чистоту. 

Перефразируя известное выражение, могу сказать: «По­скребите хорошенько украинца – обнаружите русского». То же справедливо и в отношении русских. Очевидно, что нынешние русские на добрую треть состоят из украинцев, а последние – на такую же треть из русских. И русская, и малорусская (украинская) народности вышли из единой древнерусской и сформировались в рамках византийско-православного мира. 

   
   

Вы как историк и археолог на какие доводы опираетесь?

– На анализ языка летописей, археологические находки, на изучение берестяных грамот и граффити на стенах храмов в Киеве и Новгороде. 

О том, что Киевская Русь возникла в результате объединения восточнославянских племён, мы знаем из летописей. Этих племён было 12, у каждого – своё название: поляне, древляне, северяне, вятичи и др. Ни русские, ни украинцы в этих названиях не фигурировали. Но язык у этих племён был общий – славянский; а у народов, что жили во­круг, как упоминает летописец, – «се суть иные языци». Именно на этом общем языке позже будут писать на бересте и в соборах, из него возникнут современные русский и украинский языки.

Письменный материал XI–XII вв., имеющийся в распоряжении учёных, показывает, что на всём восточнославянском пространстве больше общего, чем различного. У истоков Древней Руси стояли два города – Киев и Новгород. Я внимательно изучил языковые особенности граффити в соборах Святой Софии этих двух городов. Там есть диалектные различия, но по сути это один язык. Когда я взял пять надписей из Софии Новгородской и пять – из Софии Киевской и положил их перед филологами, они не смогли их различить. 

– Но принадлежность к общему этносу определяется не только языком.

– Конечно! У Киева и Новгорода была и единая культура – городская и сельская. Могу сказать, что культурный слой Киева по найденным артефактам почти ничем не отличается от культурного слоя Новгорода. Только условия залегания разные. И, опять же, если выложить на общий стол артефакты одного времени, их нельзя будет разделить по городам. Это касается керамики, украшений, форм для отливки и пр. А это значит, что и в Киеве, и в Новгороде тогда жил один народ. Он назывался русичи и разговаривал на русском языке.

Нашим предкам, древним русичам X–XIII вв., и в страшном сне не могло присниться, что кто-то из них является украинцем, кто-то – русским, а кто-то – белорусом. Это было большое этнокультурное сообщество с единым языком и религией. Уже потом оно разделилось на три ветви – Белую Русь, Малую Русь и Великую Русь. Но все они берут начало из одного корня. 

«Чистых» народов нет

Есть те, кто пытается доказать, что украинцы в своём генотипе не имеют ничего общего с русскими, что они чуть ли не арийцы и именно им принадлежит заслуга в создании Киевской Руси.

– Таких дилетантов, называющих себя учёными, появилось много. Некоторые хотят переписать даже историю XIII в., чтобы она была связана исключительно с украинством. Порой великих князей Святослава, Владимира и Ярослава называют «велыкими украинскими князьями». А иногда даже тех, которые пришли от варягов!

Ещё есть толкователи истории, которые говорят, что вот украинцы – чистокровные, а русские – нет, поскольку они, дескать, с угро-финским субстратом. У меня это вызывает улыбку: «чистых» народов в природе нет вообще! Если на севере Руси наш единый этнос обогащался за счёт балтийских и угро-финских народов, то на юге в такой же мере – за счёт ирано- и тюркоязычных. Во времена Владимира в крепости на юге Руси переселялись также представители балтских племён – чудь, весь и др.

Убеждён, что поиск идентичности, которая соответствовала бы нынешнему дню (а таким поиском, кстати, занимаются не только на Украине), по отношению к периоду Древней Руси научно несостоятелен и этически безнравствен. Это сродни отречению от своих предков и своего прошлого с первых веков нашей общей истории и до монголо-татарского нашествия. 

– Когда украинцы стали украинцами?

– Поздно, уже после распада Российской империи. До этого люди и не подозревали, что они украинцы, они называли себя по названию местностей, где проживали, – например, волынцы, подольцы. В 1917 г. наша творческая интеллигенция образовала Украинскую народную республику, тогда же в Харькове провозгласили Украинскую социалистическую республику, которая впоследствии была преобразована в УССР.

Именно в советское время и сформировалась украинская нация. Причём это делалось декретно, железной коммунистической рукой. Решение провести украинизацию принималось большевистской верхушкой, руку к этому приложили Ленин, Сталин, Каганович. Они добились того, что за 15–20 лет у нас всё и везде было переведено на украинский язык. Так сформировалась нынешняя Украина. 

Зеленский говорит, что русские и украинцы - это один народ, 2014 г. 

Как Зеленский на ходу переобулся?

«Давайте расставим точки над «i», – заявил Владимир Зеленский в интервью «Интерфакс-Украина». – У нас есть много общего – общая часть истории, память, соседство, родственники, общая победа над фашизмом и общие трагедии. Но мы точно не один народ, у каждого из нас свой путь. Были бы одним народом, то в Москве, скорее всего, ходили бы гривны, а над Государственной думой развевался жёлто-голубой флаг».

А теперь – внимание! Смотрим другое интервью Зеленского, которое он дал в апреле 2014 г. «Муниципальной газете» в Донецке. «Я хочу, чтобы мы все говорили на одном языке – на том, на котором сейчас говорим (на русском. – Ред.), – признавался будущий президент, в ту пору занимавшийся шоу-бинесом. – Мы в принципе не можем быть против русского народа, потому что мы один народ. Как мы можем его не любить? Мы же не идиоты! Мы читаем одни и те же книги». 

«На самом деле Зеленский тоже, как и Путин, знает, что мы один народ, много раз говорил это», – комментирует заявления из Киева директор Института политических исследований Сергей Марков. По его мнению, сегодня президент Украины вынужден врать, потому что иначе «вашингтонское начальство угрожает уволить его с работы».