Познать родину. Археологические находки будут охранять строже

Об этом в День археолога говорили Александр Кибовский, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы, Леонид Кондрашёв, его заместитель и главный археолог Москвы, и Леонид Беляев, доктор исторических наук, заведующий сектором археологии Москвы Института археологии Российской академии наук.

   
   

Монеты Шуйского

- Сейчас закон определяет возраст археологического памятника в 100, а не в 40 лет, - рассказал Леонид Кондрашёв. - Важен культурный разрыв. 100 лет - жизнь трёх поколений, когда живая связь между артефактом и ныне живущим человеком прерывается.

- Объекты культурного наследия - чётко известные памятники, имеющие единый исторический и культурный статус, - объяснил Александр Кибовский, - но есть пространство, которое может таить интересный материал. Никто не ожидал, что, когда работы будут вестись под Театром Наций, мы найдём подлинные золотые монеты периода Василия Шуйского.

О них было извест­но только по письменным источникам. Сейчас у нас их три экземпляра.

Корова или динозавр?

- В двух из трёх случаев, когда поступает обращение, выясняется, что там не череп динозавра, а череп собаки или коровы. Это может понять только специалист, - убеждён Александр Кибовский, - но одно дело Москва - город, позволяющий доехать до обнаруженного объекта. Теперь, когда у нас есть новые территории, требуется более внимательное изучение.

До этого чёткой и понятной процедуры, что же требуется сделать, если что-то нашёл, не было. Возникал соблазн как-то эту тему постараться не заметить и сделать вид, что ничего не произошло. Сегодня, с одной стороны, ужесточены законы за подобные деяния, а процедура стала чёткой.

Кстати
На территории Новой Москвы 126 объектов исторического наследия охраняются законом. Несанкционированная археологическая деятельность, которая к тому же может разрушить памятник исторического наследия (а это может быть даже поиск старых монет с металлоискателем), по 245-му Федеральному закону может повлечь уголовную ответственность и штраф до 1 млн рублей.

- В середине 30-х годов начали делать первую трассу Московского метрополитена. Строители заливали в котлованы бетон, но тот куда-то испарялся, - рассказал Леонид Кондрашёв. - Выяснилось: уходил в старые подвалы снесённых домов. Создали две бригады историков-архивистов и археологов, определяющих такие проблемные места. Эти работы получили название «археологические наблюдения». Часто эти участки давали удивительные находки. Например, на моей памяти золотая наградная копейка Василия Шуйского была обнаружена непосредст­венно под кабелем, а клад XV в. был в районе площади на Яузе непосредственно под водопроводной трубой.

Комментарий

Леонид Беляев, зав­сектором археологии Москвы Института археологии РАН:    
   

- В 2012 г. мы начали раскопки храма XVI в. вблизи Новодевичьего монастыря. Датировка крепостных стен позволит нам понять общую систему московских монастырей, служили они крепостным поясом вокруг города или нет... Несколько лет нашему археологическому проекту на реке Истра, он даёт памятники и XVII в. Там же обнаружены объекты более древние, вплоть до каменного века.

В 20-е годы, когда Израиля ещё не было, но эмиграция была уже велика, в ещё не сущест­вующем государстве ввели программу «Познание родины». Каждый человек вне зависимо­сти от возраста должен был принять участие в археологических раскопках, соединиться с этой землёй. Поэтому всех приглашаю в экспедиции. Нам тоже необходимо формировать поле «общественность - археология», иначе мы погубим научную археологию вместе с памятниками.

Читайте также