Наука против астмы и ожогов: подведены итоги конкурса молодых ученых

Известно, что таланты надо искать не в столице, а в провинции. И касается это любых талантов, в том числе из сферы науки.

   
   

Недавно Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) подвела итоги конкурса молодёжных проектов на наиболее интересную и перспективную идею. И все победители оказались из глубинки. «В конкурсе участвовали молодые учёные не старше 35 лет, они представляли 30 регионов России, - говорит Ольга Ускова, президент НАИРИТ. - Сейчас их идеи уже начинают воплощаться в жизнь».

Астма на пальце

Педиатр Павел Бережанский работает в Детской клинической больнице Ярославля. Ему 27, и у него двое детей. Когда один из них заболел бронхитом, а затем выяснилось, что это аст­ма, Павел задумался: как жаль, что нет простой методики диагностики аллергии у малышей грудного и раннего возраста. Все известные разработаны для детей старше пяти. А ведь бронхиальная астма представляет серьёзную медико-социальную проблему.

Страдают ею более 10% малышей, причём у 2-3% заболевших этот диагноз остаётся на всю жизнь. Если же патологию выявить в самом раннем возрасте, буквально на первых неделях жизни, дальнейшее прогрессирование недуга можно предотвратить, использовав комплекс профилактических мероприятий.

Исследования астмы у детей молодой доктор Бережанский проводит на основе капилляроскопии - изучения конечных кровеносных сосудов (капилляров). Ребёнку на палец капают особое масло и под специальным прибором (по сути, это микроскоп с осветителем) наблюдают за сосудами. «Существует 12 критериев диагностики астмы, - поясняет Павел. - Среди них такие, как форма капилляров, их количество на определённой площади, кривизна. У здорового человека капилляры формой напоминают женскую шпильку для волос. Если он болен астмой, капилляры изогнуты, похожи на ветвистые деревья». Он разработал критерии оценки полученных результатов именно для малышей первых лет жизни. Методика уникальна, аналогов нет. Уже создан опытный образец устройства, идёт работа над мобильным аппаратным комплексом.

   
   

Дмитрий Алексеев из Пензы продвигает оригинальную идею - очищать воду с помощью микроводорослей и биореактора, обладающего особыми свойствами. «На сегодняшний день биологическую очистку сточных вод применяют повсеместно, - говорит Алексеев, в свои 29 возглавляющий лабораторию в Пензенском государственном университете. - Но у этой технологии есть ряд недостатков: сооружения, где всё это происходит, громоздки и занимают много места, а степень очистки не всегда удовлетворяет современным требованиям. Мы создали образец биореактора: в нём благодаря вихревым процессам взаимодействие жидкости и газа идёт более интенсивно. Вода при нашей технологии очищается лучше и быстрее».

Матрица от ожога

Ещё один победитель конкурса - Людмила Толкачёва из Твери. Кандидат химических наук, она занимается в местном университете разработкой удобрений нового поколения, безопасных для окружающей среды и человека. Попадая в состав сельхозпродуктов, они совершенно не нарушают их вкусовые, диетические и лечебные свойства.

«С каждым годом у нас растёт импорт сельхозпродукции, зачастую сомнительного качест­ва, - рассказывает Людмила. - В российских регионах, где ведётся выращивание, применяют малоэффективные удобрения, которые не только остаются в почве, но и попадают в подземные воды, нанося вред окружающей среде. Удобрения накапливаются в растениях, ухудшают их вкусовые и питательные качества. Мы предлагаем новый класс биопрепаратов на основе экологически безопасных комплексонов. Это производные янтарной кислоты. По эффективности воздействия на растения они превосходят другие формы введения микроэлементов в 2-5 раз».

А вот лишь пара из тех проектов, что О. Ускова с коллегами представила в прошлом году. Юрий Кошкидько из Тверского госуниверситета разрабатывает магнитные холодильники: температура в них меняется под воздействием внешнего магнитного поля. Идея не новая, но Юрий придумал, как повысить эффективность технологии. Алексей Веремеев из Кемеровского НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний РАМН предложил лечить ожоги с помощью биопластыря. Это такая матрица из природных полимеров с живыми клетками. Они полностью заживляют рану, умудряясь «понравиться» клеткам нашего организма.

Конечно, чтобы идеи молодых учёных были реализованы, в них нужно вкладываться. И ждать отдачи не один-два года, а 15-20 лет. Прорывы в науке требуют «долгих» денег, такова мировая практика, и другого пути здесь, увы, нет.

Смотрите также: