Чем лучше российские лазеры?

Исследования российских учёных-лазерщиков начнут приносить не только похвалы в адрес отечественной науки, но и доходы от производства высокотехнологичной продукции

Кроме всего прочего, саров­ский Национальный центр лазерных систем и технологий должен стать ещё одним примером воплощения «чистой» науки не только в красивых открытиях, образцах космической или военной техники. Скоро здесь будут делать приборы, которые можно «воткнуть в розетку».

   
   

Первый в мире лазер был создан в 1960 г. не в России, но отечественные учёные внесли значительный вклад в развитие лазерных технологий. Российская «лазерная» научная школа остаётся одной из лучших, исследованиями занимаются несколько научных институтов. В том числе и Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ - ВНИИЭФ). Центр, входящий в госкорпорацию «Росатом», находится в Нижегородской обл. (Саров) и известен прежде всего тем, что здесь делают ядерное оружие.

«Как только было открыто это физическое явление - лазер, - рассказывает профессор Валентин Костюков, директор федерального ядерного центра, - Юлий Харитон (советский физик-ядерщик, один из «отцов» атомной и водородной бомбы, первый научный руководитель ­ВНИИЭФ. - Ред.) сразу принял решение: центр, который занимается разработкой ядерного оружия, будет заниматься и этими вопросами тоже».

Придумывают у нас - делают другие?

Не обидно ли российским учёным, что исследования лучше всего идут в России, а, например, DVD-проигрыватели и другая техника, где используются лазерные технологии, выпускаются в других странах?

Отвечая недавно на этот вопрос «АиФ», учёный с мировым именем Николай Винокуров, заведующий лабораторией Института ядерной физики им. Будкера Сибирского отделения РАН, обладатель Госпремии за достижения в разработке и создании лазеров на свободных электронах, ответил так: «От фундаментальных исследований, которыми занимаются научные институты, до серийных образцов техники - большая дистанция. Исследователь ищет что-то неизведанное. А «внедренец» должен на основе нового научного эффекта сделать простой прибор для потребителя».

С внедрением прорывных научных открытий, особенно в гражданских отраслях, проблемы были и в СССР. В России они только усугубились. Понятно, например, что проект наукограда «Сколково» появился некоторое время назад как раз от желания преодолеть ту самую дистанцию от открытия до товара. По этому же пути пошли и другие: по словам директора Блока по управлению инновациями госкорпорации «Росатом» Вячеслава Першукова, «в компании сделан упор на разработку технологий, ориентированных на заказчика, и это один из основных моментов в программе инновационного развития». Поэтому «Сколково» - хоть и самый известный, но уже не единственный центр коммерциализации научных разработок.

   
   

И лампочки тоже

«Во ВНИИЭФ есть разработки, связанные с физикой высоких плотностей энергии, с лазерной тематикой, - говорит Валентин Костюков. - Мы понимаем, что нужна коммерциализация разработок, нужны прикладные дела. В технопарке («Саров», создан на базе ВНИИЭФ. - Ред.) вот такой национальный лазерный центр и будет создан».

Основой центра, который будет полностью сформирован к середине 2013 г., станет лазерная установка с энергией в один мегаджоуль. Проект обойдётся в 1,75 млрд. Деньги выделяют акционеры технопарка - АФК «Система», госкорпорация «Рос­атом», ОАО «Роснано», поддержку подобным проектам оказывает и государство. Срок окупаемости - 5 лет. Центр, по словам Костюкова, будет разрабатывать широкий спектр лазеров и диодов для различных отраслей: «Это осветители нового поколения, технологическое оборудование, лазерные диоды, лазеры в области медицины».

Директор РФЯЦ-ВНИИЭФ пояснил, что в состав центра войдёт несколько инжиниринговых предприятий, будут созданы торговые дома для реализации инновационной продукции. В рамках центра появится и 350 новых рабочих мест.