Максим Сураев: «В космосе без юмора выжить невозможно»

- Без юмора в космосе не выжить - это точно. Только шутить надо к месту, учитывая, что люди долго находятся в замкнутом пространстве и это сказывается на психике. Первое мощное эмоциональное ощущение ты испытываешь от невесомости. Я бы назвал это жёстким пинком под задницу. И такое впечатление, что ноги у тебя куда-то за голову запрокидываются, кровь приливает к голове. Вот почему первое время лица у всех космонавтов, как у хомячков, одутловатые. Я к невесомости привык довольно скоро.

   
   

А вот один из членов нашего экипажа - японец Соити Ногути - целый месяц мучился: не мог ни есть, ни работать. Потом, правда, оклемался и уже за двоих рубал. Ну как над ним смеяться? Другой из астронавтов как-то до того доработался, что уснул в той позе, в которой работал. И такая картина: вечер, по коридору МКС дрейфует тело в очень странной позе. Было очень весело.

А потом на Земле невесомость шутит с тобой. За столом мы передавали друг другу вилки, ложки по воздуху... Ты её подталкиваешь, и она полетела в заданном направлении. Я после возвращения на Землю жене так же подал вилку, а она почему-то упала. Хохотали всей семьёй.

А однажды я «пошутил» и вырастил в космосе пшеницу. Был запланирован эксперимент с выращиванием салата. Я обнаружил на станции семена пшеницы и воткнул их в почву вместе с салатом. Когда пшеница начала прорастать, пришлось признаться коллегам, что посеял зёрна без их ведома. «Наблюдай», - сказали мне. Но, когда она дала колос, последовала команда: «Выдерни ты этот салат, чтобы не мешал ей расти!» Весело было на МКС.

Читайте по теме:

В 70-х мы едва не слетали на Марс: воспоминания об уничтоженной программе Королева

Космонавт Георгий Гречко: «Я опасаюсь, что с нами поступят не как с людьми, достойными уважения»