Ученый Евгений Капустин: Нас ждёт суровая зима

   
   

- Знаете, почему синоптики так часто ошибаются? - спрашивает Евгений Александрович. - Потому что температуру и давление воздуха - два основных параметра погоды - рассматривают по отдельности, не учитывая их взаимосвязи.

Профессор Капустин этот недочёт синоптиков учёл и в результате создал свою систему долгосрочных прогнозов погоды, достоверность которых - 80-90%. Метеорологам такая точность и не снилась.

Жара каждые 24 года

- О страшной жаре и засухе этого лета я знал заранее. Потому что в моих записях за 1986 год этот период отличался температурами - 32-33 градуса. Внеся поправку на взаимосвязь колебаний температуры и давления, я определил, что август 2010 года должен превзойти тот летний пик жары.

Алгоритм, который построил профессор Капустин, таков: для широты Мариуполя, где он живёт более полувека, доминирующий климатический цикл составляет 24 года. Почему именно такой? Климат, по убеждению учёного, должен быть цикличным. Солнце, определяющее всю жизнь нашей планеты, достаточно стабильно, вращение  как светила вокруг своей оси, так и Земли вокруг Солнца - тоже стабильно. Единственное, что вносит изменения, - солнечная активность, цикл которой хорошо известен - 11,5 года. Казалось бы, и земная погода должна была бы меняться каждые одиннадцать с половиной лет. Но нет, по каким-то пока не выявленным закономерностям климатический цикл на Земле равен примерно двум солнечным, или 23 годам. К этому периоду добавляются поправки, связанные с влиянием океана, гор, больших площадей пустынь, - они для каждого региона свои. Так вот, с учётом региональной поправки, в Приазовье цикл равен 24 годам.

- Температура - характеристика энергии хаоса, - объясняет учёный, - а давление, напротив, энергии порядка. Ежедневно их значения немного колеблются. Так вот, если в какой-то календарный период колебания температуры совпадают с колебаниями давления, можно предполагать, что погода в данный период точно совпадёт с той, что наблюдалась здесь ровно 24 года назад. А дальше надо смотреть, в какую сторону нарушается синхронность:  либо будет чуть теплее, либо чуть холоднее. Так я строю долгосрочные прогнозы.

Глобальное потепление - не в счёт

Записывать показания термометра и барометра Евгений Александрович начал около 30 лет назад. Зачем - не знает. Местная метеостанция делала всё то же самое. И вот примерно пять лет назад, пролистывая старые тетради и сопоставляя записи с текущими метеосводками, учёный впервые обнаружил достаточно точные повторы. С временным расстоянием в 24 год.

- Специальных поправок на глобальное потепление я не ввожу. Потому что пока они совсем невелики - меньше чем полградуса за последний 24-летний цикл. Но это всё равно сказывается на результатах: неточность прогнозов, те самые 10-20% - как раз его, потепления, дело.

   
   

Согласно системе прогнозов погоды Капустина, предстоящая зима в Приазовье должна быть суровой, с сильными декабрьскими и январскими морозами, неожиданной оттепелью в феврале и аномальным похолоданием в марте. А какой зимы ждать остальной России? Профессор не спешит давать прогноз - следует уточнить длительность регионального цикла, чего он не делал, но что вполне могут рассчитать синоптики, имеющие базу данных за последние четверть века. Однако общая тенденция для Восточной Европы одна и та же - надо ждать морозной, затяжной зимы с непривычными мартовскими холодами.

Насколько корректно использовать систему Капустина для других регионов? По мнению Евгения Александровича, она применима скорее для равнинных континентальных регионов. Хотя общие закономерности теплофизики таковы, считает он, что делать долгосрочные прогнозы с достоверностью в 75% вполне возможно.

Смотрите также: