Космос без иллюзий. На Венере искали динозавров, а на Луне - инопланетян

Андрей Дорофеев / Коллаж АиФ

Были ли у нас шансы опередить США в освоении Луны? Чем заплатил СССР за космический прорыв? Почему сегодня пилотируемая космонавтика никак не вырвется за пределы околоземной орбиты? Эти вопросы «АиФ» задал Антону Первушину, писателю, дейст­вительному члену Федерации космонавтики России, члену Санкт-Петербургского союза учёных.

   
   

Могли и обогнать

Константин Кудряшов, «АиФ»: Ваш блог в Сети называется «Космос будет нашим!». Можно ли эти амбиции подтвердить чем-то вещественным?

Антон Первушин: Тут речь идёт не о конкретной стране, а обо всём человечестве. В то же время я патриот и потому надеюсь, что Россия сохранит статус космического лидера. Это позволит сохраниться и нашей культуре. Русский язык по-прежнему обязателен к изучению теми, кто собирается отправиться на орбиту.

Но сейчас для подтверждения этого статуса не хватает одного - стратегии. Нет величественной цели! Возможно, такой целью станет Луна.

- Но ведь на Луне американцы нас опередили...

- Шанс обогнать США на этом пути был, но его утратили из-за сочетания неблагоприятных факторов. Наше преимущество поначалу основывалось на более мощных ракетах, но к концу 1961 г. США в этом догнали и даже обогнали нас. СССР нужно было срочно строить новую, сверхтяжёлую ракету «Н-1».

Тут-то и начались проблемы. Во-первых, военным, которые курировали космонавтику, было очень трудно объяснить, зачем «выбрасывать» деньги на Луну, когда тормозятся планы по созданию военно-космических сил. Во-вторых, расположение космодрома Тюратам, извест­ного ныне как Байконур, не позволяло доставлять тяжёлые ракетные блоки по железной дороге, поэтому в Казахстане пришлось развёртывать обширную производственную базу. Американцам же было проще, они использовали баржи на каналах... В-третьих, из-за высокой стоимости проекта и спешки пришлось отказаться от стенда для испытания первой ступени ракеты, что позднее привело к катастрофам. И, конечно, сильный удар по всей программе нанесла преждевременная смерть Сергея Королёва. 

   
   

Впрочем, у американцев тоже не всё шло гладко. И СССР мог бы стать первым если не в высадке на Луну, то хотя бы в её облёте. Ещё до «Аполлона-8» к Луне в беспилотном варианте летали наши корабли «Зонд», а космонавты были готовы отправиться туда даже на «сыром» корабле с риском для жизни, лишь бы обогнать США.

Следующий - Марс? 

- И что бы это дало, кроме пропагандистского эффекта? 

- Пропаганда, между прочим, очень действенный инструмент. Допустим, советский облёт Луны состоялся бы раньше «Аполлона-8» и завершился успехом. Как отреагировала бы американская общественность, увидев своё очередное поражение в «гонке», с учётом того, что программу «Аполлон» и так критиковали за непомерные расходы? В США на несколько лет раньше мог бы начаться политический кризис, и тогда об их лунных полётах можно было бы забыть. Да, когда у СССР и США появились достаточно мощные ракеты, грех было не воспользоваться открывшимися возможностями и не застолбить за собой наиболее близкие приоритеты. Но дальнейшее продвижение в космос - это тяжёлый, кропотливый труд.

- Именно поэтому сейчас все дальше орбиты не улетают?

- Смотрите: ещё во времена Королёва считалось, что Венера - это горячий мир с динозаврами, а Марс - древняя планета с каналами. Многие учёные были уверены, что невесомость полезна для здоровья, что в космических оранжереях могут расти гигант­ские фрукты и овощи. Даже на Луне рассчитывали найти россыпи драгоценных камней и зачатки инопланетной жизни! Однако практика быстро перечеркнула эти утопические ожидания. Окружающее пространст­во оказалось мёртвым, суровым и беспощадным к ошибкам. Пришлось пересмотреть все базовые подходы к пилотируемой космонавтике.

Тот же корабль «Восток», на котором летали Юрий Гагарин и другие, был фактически спутником со сроком работы не более двух недель. А для полёта к другим планетам потребуются тяжёлые корабли, рассчитанные на экипажи из 4-6 человек, со сроком эксплуатации в годы. Посмотрите на МКС - это фактически прототип такого корабля, но собирали его почти 13 лет! А к нему нужно ещё добавить двигатели, способные многократно запускаться в пустоте, баки с компонентами топлива, «челнок» для посадки на планеты и многое другое. Так что лучше избавиться от иллюзий и настроиться на долгую, кропотливую работу - если мы не хотим потерять шанс совершить ещё какой-нибудь прорыв в освоении космоса и снова стать первыми...