Несправедливо обойдённый Менделеев. Кому достанется Нобелевка по химии?

Дмитрий Менделеев, русский химик. © / www.globallookpress.com

Светодиоды, ДНК и мезопористые вещества

По традиции, научные эксперты и журналисты пытаются угадать лауреатов. Угадать — потому что предсказать их чрезвычайно сложно.

   
   

Согласно правилам Нобелевского комитета, короткий список претендентов, из которого и делается окончательный выбор, остаётся засекреченным на протяжении 50 лет с момента вручения награды.

Зато почти безотказно работает другое правило — те, кого называют в числе основных кандидатов на премию, остаются ни с чем.

Кто же попал в число фаворитов? Чаще других упоминают имена Чана Танга (Китай) и Стивена ван Слайка (США), создавших технологию органических светодиодов.

Чарльз Т. Кресге (Саудовская Аравия), Рен Ре (Южная Корея) и Гэлен Стаки (США) могут быть отмечены за разработку мезопористых материалов — таких материалов, структура которых характеризуется наличием полостей или каналов диаметром в интервале 2–50 нм. Они используются в качестве катализаторов, сорбентов, сенсоров, материалов для оптики, электроники, медицины.

Юджин Майерс, Крейг Вентер и Лерой Худ попали в число претендентов за разработку модели быстрого прочтения ДНК; Грэм Моуд, Эдзио Риддзардо и Сан Чан — за разработку аддитивной фрагментационной полимеризации с переносом цепи (RAFT).

Как Менделеев остался без «Нобеля»

В 2013 году много говорили о том, что лауреатом в области химии может стать работающий в США россиянин Валерий Фокин, совместно с американцами Барри Шарплесом и М. Финном добившийся прорыва в области «клик-химии» — быстрого синтеза новых веществ без образования побочных продуктов. Имя Фокина звучит и на сей раз, пусть и гораздо реже.

   
   

Награда в области химии отечественным учёным доставалась только один раз — в 1956 году советский физико-химик Николай Семёнов вместе с британцем Сирилом Хиншелвудом был удостоен награды за разработку теории цепных реакций.

Обойдён «Нобелем» оказался даже такой бесспорный авторитет в мировой науке, как Дмитрий Менделеев. Спустя десятилетия выяснилось, что история с возможным присуждением награды русскому учёному тянет на сценарий голливудского фильма.

Менделеева на награду номинировали три года подряд — в 1905, 1906 и 1907-м. Причём это делали иностранные учёные, а не россияне.

В 1905 году, выбирая между Менделеевым и немцем Адольфом Байером, Нобелевский комитет отдал предпочтение последнему. В 1906 году премия Менделееву была присуждена, но это решение комитета не поддержала Шведская королевская академия наук, которой принадлежит последнее слово. Причиной тому стала личная неприязнь к Менделееву со стороны принимавших решение шведских академиков. Наконец, в 1907 году и комитет, и шведские академики решили, что дальше не присуждать награду Менделееву просто неприлично, и собирались отметить россиянина вместе с итальянцем Станислао Канницаро. Но Дмитрий Менделеев умер в феврале 1907 года, не дождавшись премии, которая, согласно правилам, посмертно не вручается.

Нобелевский казус

Понятно, что Дмитрий Менделеев в истории химической науки не стал от этого значить меньше, а вот объективность решений Нобелевского комитета вызывает вопросы. Такие вопросы, собственно, преследуют премию на протяжении всей её истории. Например, в 1953 году Нобелевскую премию по литературе получил Уинстон Черчилль, опередивший... Эрнеста Хемингуэя. Похоже, члены Нобелевского комитета поняли, что перегнули палку, и через год отдали награду Хемингуэю, что значительно смягчило впечатление от данного казуса.

Что касается лауреатов области химии в 2013 году, то ими стали Мартин Карплюс, Майкл Левитт и Ари Уоршел за «создание многоуровневых моделей сложных химических систем».