Два месяца во льдах. Завершилась арктическая экспедиция «Кара-зима-2014»

Тяга к Арктике

«У России так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо считают лежащей на берегу этого океана», - писал Дмитрий Иванович Менделеев. Справедлива поэтому тяга наших соотечественников к Арктике. И вот уже стал доступен Северный морской путь, а дрейфующие станции «Северный полюс» за четверть века исследований преодолели более 40 тыс. км - расстояние, равное экватору Земли.

   
   

Увы, после распада Советского Союза исследования свернулись и только в последнее время стали возобновляться. Правда, экспедиции снаряжались в основном кратко­срочные и много­задачные (не только научные).

Но вот 9 июня в Мурманск вернулся атомный ледокол «Ямал» - завершилась научная экспедиция «Кара-зима-2014», организованная Арктическим научно-проект­ным центром (совместное предприятие НК «Роснефть» и ExxonMobil) при поддержке Арктического и антарктического научно-исследовательского института, которая прошла по наименее изученным участкам морей Северного Ледовитого океана.

Ледоколу было непросто

«Продолжительность работ экспедиции - 63 суток, из них во льдах ледокол находился 58 суток, - рассказывает Владимир Павлов, директор Арктического научно-проектного центра. - Работы велись в акватории трёх морей - Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского, а также на побережьях архипелагов Новая Земля, Северная Земля и острова Де-Лонга. Ледовые условия были очень разными - от открытой воды до сильно заторошенных полей, в которых даже атомный ледокол двигался набегами со скоростью один узел».

Кроме ледокола в исследованиях участвовали вертолёт Ка-32, беспилотник и подводный телевизионный аппарат. Столь значительных экспедиций - как по продолжительности, так и по масштабу работ - после СССР Арктика не видела.

Все собранные данные ещё предстоит обработать и осмыслить - окончательный отчёт учёные подготовят к декабрю. Но кое-что уже можно сказать. К примеру, сложилось представление об особенностях дрейфа айсбергов в море Лаптевых, направление которого в последние годы изменилось.

«Члены экспедиции зафиксировали огромные барьеры из обломков айсбергов вблизи восточного побережья Северной Земли. Они видели тысячи айсбергов - от небольших до 3-километровых - во фьордах этого архипелага. Изучили следы «пропахивания» на дне моря - по ним можно судить о маршрутах дрейфа и максимальных килях торосов (ледяных глыб)», - объясняет Владимир Павлов. 

   
   

На айсбергах учёные установили 40 дрейфующих буёв. Самый западный - у побережья Новой Земли, самый восточный - у острова Беннетта в Восточно-Сибирском море. С них теперь будут регулярно получать информацию. Это позволит создать 3D-модели ледяных образований, которые понадобятся проектировщикам.

Понятно, что исследования нужны «Роснефти», имеющей на этой территории 7 лицензионных участков, для решения практических задач: выбрать точки для геолого-разведочных работ, спроектировать буровые платформы, определить маршруты транспортировки и трассы возможных подводных трубо­проводов. Но главная задача - безопасность. Как людей, которые будут здесь работать, так и самой Арктики.

А потому исследования проводятся значительно шире. Компания, по словам её главы Игоря Сечина, планирует в ближайшие 20 лет вложить в них 400 млрд долл. Она вместе с ведущими учёными собирается разработать комплексную программу научного освоения Арктики и сформулировать экологические правила использования шельфа, определить принципы особого режима хозяйственной деятельности в регионе.

Смотрите также: