20 000 000 лошадей запрягают сегодня на Байконуре в космическую упряжку

   
   

Центральная улица города Байконур названа на московский манер - Арбат. Но прохожие тут в основном казахи. Среди 70-тысячного населения они составляют около 60%. Следы массового оттока русскоязычных, начавшегося после развала СССР и закрытия программы «Буран», повсюду:  некоторые окна многоэтажек заложены кирпичом, иные дома и вовсе заброшены. А ведь когда-то здесь жили 220 тысяч человек. Впрочем, глава местной администрации Александр Мезенцев утверждает: по сравнению с 90-ми жизнь на Байконуре стала куда лучше. «Мы привели в порядок ЖКХ, стадион, рынок, все школы. Одну бывшую казарму (военные практически покинули город, сдав дела гражданским спецам из Роскосмоса. - Авт.) перепрофилировали под ПТУ, другую - под офисы».

Город вместе с космодромом находится на арендованной у Казахстана территории - свыше 7 тыс. кв. км. Каждый год аренды обходится России в 115 млн. долларов, но это оправданно. Запускать пилотируемые корабли нам пока больше неоткуда. Общее число запусков на Байконуре даже в кризис растёт: если прежде стартовали 22-23 ракеты ежегодно, то на этот год запланировано 40. «С Божьей помощью, надеюсь, с этой задачей справимся, - говорит мэр. - Кстати, всем миром сейчас строим мечеть. А православный храм уже есть».

«Слава Господу, улетела»

В этом храме хранится побывавшая в космосе икона с дарственной надписью Святейшего Патриарха Алексия Второго. «Освящать ракеты мы стали с 98-го года, - рассказывает мне настоятель отец Сергий, между прочим, бывший десантник. - В 99-м был благословлён первый экипаж. С тех пор все, даже представители других религиозных конфессий, целуют крест и окропляются святой водой. А один из наших космонавтов, Лазуткин, перед полётом попросил окрестить его. Вообще-то космонавты - народ верующий. Да и на самой МКС сегодня есть и Библия, и иконы».

По словам отца Сергия, пока что все освящённые ракеты благополучно совершали полёт. А вот неосвящённые - падали. «Когда мы в первый раз освящали «Протон», кое-кто скептически улыбался. При следующем запуске решили не тратить время на обряд. Ракета упала где-то под Карагандой... Очередной «Протон»  снова освятили: он улетел, слава Богу. Но следующий опять стартует неосвящённым. И… опять  падает. Больше судьбу не искушали - освящаем каждую ракету. А ещё был такой случай. Готовили к старту «Протон» с американским спутником. И что-то не пошло: первый раз сняли со старта, второй. Тогда уже сами американцы поставили ультиматум - либо привозите батюшку и он делает всё положенное, либо мы отказываемся от запуска. Ракету я освятил. На следующий день она, слава Господу, улетела».

Сбитые НЛО засекретили

Дорогу на космодром перебегает толстый суслик. «Живности здесь много, - улыбается начальник Управления безопасности «Космотранса» Владимир Полуэктов. - Даже на стартовых площадках к людям выходят лисы и берут корм с руки. Непуганые - охота в этих местах запрещена».

Ведущее к стартовым комплексам асфальтированное шоссе, похоже, давно не ремонтировалось. «С ним связан забавный случай, - вспоминает Владимир Анатольевич. - Привезли сюда как-то японцев, показали космодром. Потом их спрашивают - понравилось, мол? Те закивали головами. Только поинтересовались: почему их возили по запасной дороге, а основную так и не показали?

Вообще-то историй  здесь хватает - и весёлых, и грустных, а порой и вовсе странных. Помню, ещё в советские времена при очередном испытании «Энергии» в небе со стороны Аральска появились два больших шара и двинулись в нашу сторону. Их попытались сбить стрелковым оружием с вертолёта - не вышло. Тогда применили ракеты. Место падения шаров оцепили, собрали всё, что осталось, а всем, кто видел это, посоветовали не распускать язык».

Ещё одна загадочная история началась в 1960 году, 24 октября. На старте взорвалась уже заправленная ракета. Погибли люди, среди них маршал Неделин. Проходит ровно три года, и 24 октября всё повторяется: при обслуживании ракеты снова взрыв и снова жертвы. С тех пор этот день на космодроме - санитарный.

…Мы - на легендарном «гагаринском старте». Отсюда отправился к звёздам первый космонавт планеты, как, впрочем, и все остальные наши экипажи. Неподалёку, над бункером, замечаю странного вида столбы различной высоты. «Это для гашения ударной волны в случае взрыва ракеты», - поясняет начальник Центра испытаний Юрий Михайличенко. 

   
   

Первый «пробный» запуск ракеты «Р-7» был 15 мая 1957 г., и с тех пор произведено 454 пуска. «Как-то к нам приезжали специалисты НАСА, - рассказывает Ю. Михайличенко. - Директору их пилотируемой программы я показал огневой проём - место, куда устремляется пламя ракеты. Он потрогал бетон и спрашивает: как часто, мол, мы меняем его? Когда же узнал, что ещё ни разу с момента сдачи в эксплуатацию, то не поверил ушам. Ведь температура здесь в момент старта превышает 1,5 тыс. градусов».

Напоследок стало интересно, сколько нужно «лошадей», чтобы тот же «Союз ТМА-14» весом более 300 тонн вывести на орбиту? Хотя в лошадиных силах мощность двигателя ракеты не измеряется, мне всё же удалось узнать эту цифру - примерно 20 млн. «лошадок».

Смотрите также: