Жульём поросло. Какие способы мошенничества появились в период пандемии?

Совет по правам человека при Президенте РФ создаёт рабочую группу по защите прав граждан в цифровой среде. Тема киберугроз стала особенно актуальной с началом пандемии.

   
   

В эпоху коронавируса, когда миллионы людей перешли на само­изоляцию и удалённую работу, резко вырос спрос на всевозможные виртуальные сервисы. И этим не замедлили воспользоваться преступники.

О том, как они применяют новые технологии для нелегального обогащения, «АиФ» рассказал криминолог, советник министра внутренних дел РФ, генерал-майор МВД в отставке Владимир Овчинский.

Раздолье для Остапа

Виталий Цепляев, «АиФ»: Владимир Семёнович, на проведённом СПЧ «круглом столе» по этой проблеме вы сообщили о том, что количество киберпреступлений за последнее время увеличилось в 2 раза…

Владимир Овчинский: Да, и это только по официальным данным. В реальности же их число, вероятно, выросло намного больше. Например, мошенничество с банковскими картами только за несколько месяцев 2020 г. увеличилось в 6 раз.

– В выходящей сейчас книге «Пандемия COVID-19: преступность, общество, полиция», соавтором которой вы стали, описывается, как жулики всех мастей используют доверчивость граждан, напуганных пандемией. Доживи Остап Бендер до наших дней, для него наступило бы ­золотое время?

– Да, причём это не только наша, а общемировая проблема. Уже в начале апреля 2020 г., когда первая волна коронавируса была в разгаре, эксперты Microsoft насчитали 76 вариантов угроз с использованием приманок на тему COVID-19. Новые схемы киберкриминала зафиксировала и Служба киберзащиты Сбербанка. Это, скажем, фальшивые «анти­ковидные» компенсации. Хакеры предлагают получение социальных выплат и компенсаций, собирая при этом у населения персональные данные и информацию о банковских картах. Другой вариант – продажи средств индивидуальной защиты. Пользуясь возникшим на первых порах дефицитом масок, перчаток и других СИЗ, жулики стали создавать сайты, продающие якобы последние запасы этих товаров со склада. Третий способ обмана – приглашение на тестирование. Приходит вам электронное письмо якобы из ближайшей поликлиники с просьбой пройти обследование на коронавирус. Далее мошенники просят зарегист­рироваться по ссылке, установить какую-то программу и т. д. После выполнения этих дейст­вий клиенты теряют свои ­деньги.

Кстати, преступники запугивают людей не только коронавирусом. В июле в Москве, Казани и Набережных Челнах задержали участников ОПГ, которые обманывали пенсионеров, выдавая себя за сотрудников медцентров и врачей-онкологов. С помощью связей в Пенсионном фонде России (ПФР) и различных медучреждениях подозреваемые составили телефонную базу пожилых людей. Они обзванивали их, представляясь медиками, и по теле­фону «диагностировали» им онкологию. После чего предлагали приобрести лекарства стоимостью от 200 до 700 тыс. руб. Некоторые ­перепуганные пенсионеры соглашались на покупку – полиция установила по меньшей мере 25 таких эпизодов. Но в МВД полагают, что число пострадавших может быть ещё больше.

   
   

В территориальные органы ПФР постоянно поступают обращения по поводу того, что по домам под видом работников Пенсионного фонда ходят мошенники и объявляют, что в связи с пандемией всем пенсионерам положена выплата в размере 1 тыс. руб., но для её получения нужно предъявить паспорт, пенсионное удостоверение и СНИЛС (якобы эти данные вносятся в регистры для проверки). Вероятнее всего, эти сведения они собирают для дальнейшего использования в своих махинациях. Или человеку звонят якобы из банка и сообщают, что ему положены финансовая поддержка в связи с потерей доходов, кредитные каникулы, рассрочки и т. д. Для их оформ­ления звонящие просят сообщить данные банковских карт. Если владелец карты назовёт её реквизиты, срок действия и CVV-код, то мошенники смогут совершать онлайн-покупки от его имени.

Отреагировали жулики и на введение государством дополнительных пособий на детей. В июне Почта-банк сообщил о том, что мошенники создают фейковые сайты, имитирующие портал госуслуг и посвящённые выплате пособий для семей с ­детьми. На таких сайтах вас просят ввести данные о номере банковского счёта.

Коллаж Андрея Дорофеева

Нажал на кнопку – потерял деньги

– Ещё один распространённый вариант обмана пожилых – когда им звонят неизвестные и с тревогой в голосе сообщают, что у пенсионера пытаются украсть деньги, поэтому их нужно немедленно пере­вести на «страховой счёт».

– Да, при этом злоумышленники уговаривают человека срочно пойти к банкомату и набрать в нём определённую последовательность команд. Владельцу карты диктуют, какие кнопки нажимать, и он переводит деньги либо на номер телефона, либо на чужую карту. Больше он этих денег, естест­венно, не увидит.

Набирает популярность и мошенничество с помощью QR-кодов. «Мне положили в почтовый ящик рекламные листовки от магазина электроники, где была представлена очень интересная акция. Для того чтобы её активировать, мне нужно было просканировать QR-код», – рассказала одна из жертв. По словам девушки, сразу после того, как она это сделала, телефон завис, а затем с её банковского счёта были списаны все средства.

Потерять деньги можно и став клиентом фейковой службы доставки товаров и еды. Подобные сервисы набрали большую популярность в пандемию. В апреле аналитики Infosecurity a Softline Company сообщили о том, что в сети возникло 56 фейковых копий сайта Delivery Club и не менее 30 поддельных сайтов «Яндекс.Еды». Кроме того, под атаки злоумышленников попали «Утконос», «ВкусВилл» и «Пере­крёсток», а также Samsung и ­«Ситилинк».

Страдают самые уязвимые

– Самое ужасное, что по ­вине мошенников последние сред­ства теряют миллионы наших самых уязвимых сограждан – пенсионеры, инвалиды. Это люди, которых никто и никогда не учил, как вести себя в таких случаях. Бабушке звонит неизвестный и представляется сотрудником банка. Говорит: мол, с вашего счёта случайно были списаны деньги, назовите трёхзначный код и номер карты, чтобы решить проблему… Пойти в банк, чтобы выяснить, было списание или нет, бабушка боится, ведь стариков просят по возможности сидеть дома, чтобы не заражаться. И она сообщает нужные жулику сведения по телефону, после чего теряет деньги. У нас полиция сейчас завалена такими делами.

Практически у всех стариков есть телефон, хотя бы кнопочный, и именно туда бьют мафиозные структуры. Причём откуда? Из мест лишения свободы, где специально для этого создаются подпольные кол-центры. Обороты в этом «бизнесе» миллиардные! Мы в МВД проводили недавно целую операцию по столичным СИЗО под контролем ­Генеральной прокуратуры и прокуратуры Москвы.

– По идее, у сидящих в СИЗО и колониях вообще не должно быть при себе никаких телефонов. Как они туда попадают?

– Это вопрос к руковод­ству ФСИН. Почему в места временного содержания под стражей, в исправительные колонии беспрепятственно провозят огромное количест­во и сим-карт, и самих телефонов, и компьютеров – всё что угодно?

– Как ещё помимо пресечения работы подпольных кол-центров можно бороться с кибермошенничеством?

– Нужна образовательная, профилактическая работа среди населения. Судя по всероссийскому опросу, проведённому в июне аналитической компанией НАФИ, 31% наших граждан сталкивался с кибермошенничеством. При этом только 10% знают, какие данные можно сообщить сотруднику банка: номер пластиковой карты, имя и фамилию держателя. А 27% – больше четверти! – готовы раскрыть посторонним трёхзначный код безопасности и срок действия карты.

Никто толком не учит дете­й в школе, никто не работает с пенсионерами и инвалидами на предмет того, как безопасно пользоваться гаджетами. Этим пользуются преступник­и. И в этом плане работы для государства ещё непочатый край. Но делать эту работу надо ­обязательно.