Более 300 человек в Москве, Подмосковье, Нижнем Новгороде и Казани обратились за медицинской помощью с подозрением на ботулизм.
Уже установлено, что все заразившиеся ботулизмом употребляли накануне салаты из сервисов доставки, одним из ингредиентов которых является консервированная фасоль — именно этот продукт винят в вспышке тяжелого заболевания. Подобные случаи массового пищевого отравления довольно редки, последний раз схожая вспышка была 30 лет назад, тем не менее в среднем более 200 россиян ежегодно заражаются ботулизмом.
«Конечно, все зависит от качества тех продуктов, которые мы употребляем, — уверена Татьяна Соломатина. — В конкретном случае следственный комитет разберется, кто виновен — кухни готовой еды, где готовили салаты, или производители ингредиентов для них. Но это не первый случай массового пищевого отравления, а ведь здоровье людей — это самое ценное, мы должны оградить россиян от подобных инцидентов».
Надежно исключить возможность массовых пищевых отравлений в будущем можно, если все производители будут неукоснительно соблюдать действующие законы, нормы безопасности и технологические процессы. «Законодательно вся пищевая индустрия отрегулирована, — считает Татьяна Соломатина. — Все СанПиНы утверждены, и при их соблюдении любые выпущенные продукты будут безопасны и качественны, вряд ли стоит дополнительно регулировать отрасль».
А вот контроль в рамках действующего законодательства необходимо ужесточать. «У нас не проводятся контрольные проверки, и, возможно, кто-то из предпринимателей на этом фоне расслабился, на каком-то этапе производства нарушил технологию и санитарные нормы, — допускает Татьяна Соломатина. — Поэтому необходимо проверить всю цепочку, по которой ботулотоксины попали в готовые салаты — поставщиков сырья, той же фасоли, производителей консервов и кухни готовой еды. При этом нужно проверить, кто и в каких условиях работает на этих кухнях, есть ли у них соответствующие разрешения».
Токсины ботулизма вырабатываются в бескислородной среде, поэтому, скорее всего, в конкретном случае ответственность лежит на производителе консервированной фасоли, хотя этот вопрос лежит в компетенции следователей. «Но, чтобы исключить подобные случаи в будущем, тщательно проверить нужно всех участников производственной цепочки. Недобросовестные предприниматели должны знать, что, погнавшись за прибылью и нарушив требования по безопасности, наказание наступит неизбежно», — заключила депутат.