Теплоход ушёл на дно за две минуты
Масштабная катастрофа речного прогулочного теплохода произошла 1 июня в Китае.
Туристический теплоход «Звезда Востока» из Нанкина (центр восточно-китайской провинции Цзянсу) следовал в Чунцин (юго-запад Китая) по реке Янцзы.
В 21:28 по китайскому времени (в 16:28 по московскому) судно перевернулось и стало стремительно уходить под воду. По словам выживших, «Звезда Востока» затонула всего за две минуты.
К месту бедствия немедленно отправились корабли, находившиеся вблизи места катастрофы, а также спасательные службы.
Из воды удалось извлечь чуть более десятка человек, на которых были надеты спасательные жилеты. В числе спасённых оказались капитан и ещё несколько членов экипажа.
По словам капитана, крушение было вызвано сильной бурей в районе, где находилась «Звезда Востока».
Глубина реки Янцзы в месте катастрофы составляет около 15 метров. Спасатели, прибывшие на место, увидели в воде киль перевернувшегося судна.
13 спасённых, сотни пропавших
Специалисты надеются на то, что часть людей могла выжить в так называемых «воздушных мешках» внутри «Звезды Востока». Их предположения предварительно подтверждены простукиванием корпуса — в ответ на удары спасателей раздался стук изнутри корабля.
На борту «Звезды Востока» находились 458 человек, в том числе 406 туристов, 5 сотрудников туркомпаний и 47 членов экипажа. По предварительной информации, все находившиеся на борту являлись гражданами КНР.
Практически сразу стало ясно, что катастрофа не обойдётся без большого числа человеческих жертв. Большинство туристов на судне были людьми пенсионного возраста, в силу чего не имели шансов покинуть гибнущий корабль в условиях острого дефицита времени.
Данные о количестве тех, кого удалось спасти, расходятся. В официальном сообщении Министерства транспорта КНР говорится о спасении 13 человек, также обнаружены тела пяти погибших. По информации китайских СМИ, количество спасённых может достигать 20 человек.
Однако большинство пассажиров и членов экипажа остались на затонувшей «Звезде Востока».
По итогам предварительного расследования, в момент аварии судно не было перегружено и имело достаточное количество спасательных жилетов. Ведение поисковых работ затруднено сложными погодными условиями.
Капитан и старший механик судна арестованы
Власти КНР уже назвали катастрофу на реке Янцзы одной из самых масштабных в истории страны.
На место происшествия прибыл премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, который призвал направить сильнейшие в стране спасательные силы для помощи тем, кому ещё можно сохранить жизнь. По указанию премьера при Госсовете создан штаб по проведению поисково-спасательных работ во главе с вице-премьером Ма Каем, одновременно на месте происшествия создан оперативный центр.
Начато расследование катастрофы, в рамках которого полиция арестовала капитана и старшего механика «Звезды Востока», выживших при крушении.
Председатель КНР Си Цзиньпин потребовал от властей провинции Хубэй и города Чунцин приложить максимум усилий для проведения поисково-спасательной операции, а также надлежащим образом вести работу по ликвидации последствий аварии и оказанию поддержки родственникам погибших. Он призвал извлечь урок из происшедшего, усилить меры обеспечения общественной безопасности и безопасности населения.
О том, каково будет общее число жертв, в Китае не строят предположений, пока есть надежда спасти хотя бы ещё одного человека. По предварительным данным, спасателям удалось обнаружить внутри судна от 3 до 5 живых, которых в настоящее время пытаются поднять на поверхность.
Хроника опасных круизов: от «Булгарии» до «Севола»
В последние годы в разных странах мира произошло несколько крупных катастроф прогулочных теплоходов.
10 июля 2011 года российский двухпалубный теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту Казань – Болгар – Казань, потерпел катастрофу и затонул в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Из 201 человека, находившегося на борту, 79 были спасены, 122 погибли.
Комиссия Ространснадзора, проводившая проверку по факту катастрофы, пришла к выводу, что причинами трагедии стали невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Непосредственно к катастрофе, по мнению большинства экспертов, привело то, что экипаж не задраил иллюминаторы, через которые при сильном ветре и ливне с грозой в условиях крена на борт стала поступать забортная вода. В результате судно опрокинулось и затонуло.
Среди лиц, которые в мае 2013 года предстали перед судом, не было капитана «Булгарии» Александра Островского. Дело, возбуждённое в его отношении, было прекращено в связи со смертью обвиняемого.
В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова были выдвинуты обвинения по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта»), а также по статье 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
В июле 2014 года Московский районный суд Казани признал Рамиля Хаметова виновным и приговорил его к лишению свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима.
13 января 2012 года итальянский круизный лайнер «Costa Concordia», следуя по маршруту «7 ночей зимнего Средиземноморья», в районе посёлка Джильо-Порто на острове Джильо наскочил на каменный риф, получил пробоину и стал тонуть.
На борту в тот момент находились 3216 пассажиров из 62 стран, в том числе 108 россиян, а также 1023 члена команды.[
Несмотря на относительно небольшую глубину в районе катастрофы, судно легло на борт и оказалось частично затопленным. Жертвами катастрофы стали 32 человека.
Расследование показало, что главным виновником трагедии стал капитан судна Франческо Скеттино. Он решил подвести судно ближе к берегу острова Джильо и поприветствовать своего знакомого, бывшего капитана, проживающего на острове, как делал это неоднократно в прошлом. На сей раз, однако, данный опасный манёвр привёл к катастрофе.
Сразу после ЧП капитан сбежал с судна, бросив людей на произвол судьбы. Спасательная операция началась только тогда, когда с «Costa Concordia» по собственной инициативе вышла на связь береговая охрана.
12 февраля 2015 года суд итальянского города Гроссето признал Франческо Скеттино виновным в непреднамеренном убийстве 32 человек, погибших в результате катастрофы, потоплении судна, а также в том, что покинул судно до окончания эвакуации всех находившихся на борту, и приговорил капитана к 16 годам тюрьмы.
16 апреля 2014 года южнокорейский паром «Севол», следовавший из Инчхона на остров Чеджудо, внезапно потерял ход и начал давать сильный крен. Экипаж судна не предпринял мер к эвакуации людей, в результате чего большинство пассажиров не смогли покинуть паром до момента его затопления.
На борту «Севола» в момент трагедии находились 476 пассажиров и членов экипажа. В результате катастрофы погибли 295 человек, 250 из которых — школьники, совершавшие развлекательную поездку.
Как установило следствие, причиной трагедии стал резкий поворот судна, вызвавший смещение груза в трюме. В момент аварии судном управляла неопытная 25-летняя женщина-штурман, которая на этой линии работала лишь пятый месяц, а на флот пришла всего за год до трагедии.
Капитан «Севола» 70-летний Ли Чжун Сок и его помощники не только не сумели предотвратить крушение, но и не организовали своевременнее оповещение и эвакуацию пассажиров.
Более того, 29 основных членов экипажа «Севола» во главе с капитаном благополучно покинули судно, бросив пассажиров на произвол судьбы.
28 апреля 2015 года Апелляционный суд Южной Кореи признал капитана парома «Севол» Ли Чжун Сока виновным в массовом убийстве и приговорил его к пожизненному заключению.