Захват Пальмиры. Город сдали боевикам «Исламского государства» специально?

Пальмира. © / www.globallookpress.com

В последние дни тревожные сообщения приходит из сирийского города Тадмор, находящегося примерно в 240 км к востоку от Дамаска. Тадмор — семитский аналог более известного в Европе эллинизированного названия этого города — Пальмира. Та самая Пальмира, с которой сравнивали в своё время блистательный Петербург и вольнодумную непокорную Одессу. Столица государства легендарной царицы Зенобии, не только посмевшей бросить вызов могущественной Римской империи, но и достаточно умело и успешно воевавшей с ней, умудрившись оттяпать у занятого внутренними распрями властелина античного мира часть территорий, и провокационно чеканившей собственные монеты в завоёванной ею египетской Александрии.

   
   

Пальмира, как и положено городу-оазису, находится среди песков. Там, за песками — территории, уже второй год контролируемые боевиками так называемого «Исламского государства» — организации, деятельность которой запрещена на территории РФ. Тихий провинциальный городок, «градообразующим предприятием» которого являются бережно сохранявшиеся археологами остатки древнего перекрёстка караванных путей.

Сама историческая часть города не являлась основной целью нападений боевиков: недалеко от города находится известная тюрьма, в которой среди прочих заключённых содержались лица, причастные к террористической деятельности. Кроме того, в городе имелись достаточно большие склады боеприпасов. Именно ради них совершались многочисленные попытки овладеть городом в пустыне.

В последний раз я была в Пальмире в канун нового 2012 года. Со мной приезжала, наверное, последняя организованная группа российских туристов. В то время, когда мы осматривали храм Бела, на его территорию ворвалась группа подростков с «революционными» флагами. Спрятавшись тут от взрослых, которые могли «открутить уши», пацаны увлечённо снимали на территории пустого античного храма «антиправительственную демонстрацию» для какого-то телевизионного канала, играющего против официального правительства Сирии.

Билетёры предусмотрительно забаррикадировались в служебном помещении, через которое мы, постучавшись, смогли покинуть ставший не вполне безопасным храм. Их — да и наше — беспокойство было не напрасно: чуть позже нашим взорам предстали абсолютно пустые улицы Тадмора и стены зданий, испещрённые антиправительственными лозунгами. Но самой страшной была даже не эта пустота, а заложенные бетонными блоками окна и двери шикарных отелей. Один из них, популярный «Шам палас» категории 5*, спустя год был полностью обчищен налётчиками: оттуда вынесли всю технику, мебель, продукты и даже личные вещи обслуживающего персонала. «Поборники демократии» и «борцы с режимом» вовсю пользовались наступившей в регионе бандитской вольницей.

Паломничество туристов со всего мира в Пальмиру, конечно же, прекратилось. Навязчивые пальмирские дети, вымогавшие у туристов деньги и мелкие вещи, лишившись приличных источников своих доходов, постепенно перешли к настоящему криминалу, так как лёгкие деньги за участие в организованных для съёмок видео демонстрациях с протестами платить к тому времени уже перестали. Прекратили ездить в Пальмиру не только туристы из-за границы, но и сами сирийцы: хотя город остался в руках правительственных сил, путь туда стал небезопасным. Каждое утро перед тем, как начнётся движение транспорта, идущую через пустыню дорогу приходилось проверять сапёрам. То тут, то там находили заложенные злоумышленниками взрывные устройства. Но не только мины угрожали потенциальным путешественникам: транспортное средство могли обстрелять или захватить внезапно появившиеся из недр пустыни боевики.

Два года назад в результате предательства в местном руководстве город Ракка стал первым более-менее крупным сирийским городом, захваченным боевиками ИГИЛ. И тут же стал их сирийской «столицей». С тех пор угроза захвата Тадмора многократно усилилась. Успехи боевиков в провинции Дэйр эз-Зор на Евфрате ещё более увеличивали вероятность развития событий по печальному сценарию. Из находившейся в Тадморе тюрьмы были тайно вывезены и размещены в других местах почти все заключённые, а экспонаты местного исторического музея также почти все были эвакуированы в более безопасный район. Такие приготовления наводят на мысли о том, что возможность захвата города боевиками сирийские силовики предполагали.

   
   

Тем не менее захват Пальмиры стал настоящим шоком для большинства сирийцев. Особых подробностей произошедшего в сирийской прессе не сообщалось. Лишь спустя несколько дней появилась официальная версия о том, что город был полностью сдан для обеспечения сохранности археологического комплекса. То есть, согласно этой версии, бандитов в переполненный жителями город и в археологический комплекс пустили для того, чтобы избежать жертв и разрушений. Крупицы информации поступают в общий доступ в основном не из сирийских СМИ, а от ряда сирийских активистов, выкладывающих то, о чём им становится известно, в социальные сети.

Однако сами боевики ИГИЛ в достаточно большом объёме выкладывают снятое ими видео. На нём и захваченные в плен солдаты сирийской армии (значит, вывели из города далеко не всех), и захват и последующий подрыв здания тюрьмы, массовые казни сторонников законной сирийской власти. Некоторые несчастные были казнены прямо в стенах античного амфитеатра. По просачивающейся из города информации, боевиками были пленены члены нескольких семей (включая женщин и детей) и отправлены вглубь контролируемых боевиками территорий — в город Ракка. Судя по тому, что приходили по конкретным адресам и забирали людей по спискам, у захвативших город боевиков были сообщники среди местных жителей.

Достоверной и полной информации о происходящем в Пальмире сейчас нет. В городе не работает мобильная и телефонная связь. Отключена подача воды (и это в тридцатипятиградусную жару в пустыне!). Люди не имеют возможности связаться с оказавшимися в оккупированном городе близкими. Точного количества оставшихся в Пальмире людей не знает никто: по свидетельствам очевидцев, город был буквально наводнён вынужденными переселенцами из ранее захваченных боевиками ИГИЛ городков и посёлков восточной части страны. В любой момент может пострадать и археологический парк древней Пальмиры. С каждым часов ситуация становится катастрофической.

Однако среди следящих за событиями в Пальмире сирийских аналитиков распространено мнение о том, что город действительно был сдан специально. Боевики, не знавшие о том, что тюрьма и склады оружия в Тадморе опустели, вошли в расставленную для них ловушку. В позиционирующих себя осведомлёнными кругах поговаривают о каком-то «Часе Zero» и готовящемся глобальном наступлении сирийских и иракских войск на позиции ИГИЛ. Как обстоят дела на самом деле, покажет, возможно, уже самое ближайшее время.