В рамках безопасности. Как работает «умная» техника в столичном метро

Металлоискатель проверяет всех входящих. © / Алексей Витвицкий / АиФ

На выход с вещами

В час пик людской поток протекает через установленные при входе в вестибюль рамки, практически не замечая их. Время от времени секьюрити в синей жилетке просит того или иного человека показать содержимое карманов или положить багаж в прибор, напоминающий рент­геновскую камеру. Большинство пассажиров с пониманием относятся к подобной заминке и не препятствуют работе охраны. В конце концов, на кону стоят жизнь и здоровье всех, кто спустился в подземку.    
   

«В вестибюлях столичного метро созданы 294 досмотровые зоны, - рассказал «АиФ» Валерий Зубенко, замначальника службы безопасности московской подземки. - Они оснащены стационарными рамками металлодетекторов, датчиками радиационного контроля, оборудованием, необходимым для проверки сумок и чемоданов, взрывозащитными контейнерами и т. д. Все обслуживающие эту аппаратуру специалисты прошли обучение. С января по апрель текущего года ими досмотрено более 1 млн пассажиров и порядка 540 тыс. единиц багажа. В результате были обнаружены тысячи опасных предметов: ножи, кинжалы, шашки, травматическое оружие и др. В таких случаях решение о законности ношения и провоза в метрополитене подобных вещей принимают сотрудники полиции, работающие совместно с нашим персоналом».

Кстати
Вещи, запрещённые к провозу в Московском метрополитене: огнестрельное оружие, взрывчатые или ядовитые вещества, в том числе бытовые газовые баллоны, колющие, режущие и легко­бьющиеся предметы без чехлов. А также лыжи и коньки, мелкий садовый инвентарь с острыми частями. Также в подземку нельзя попасть с животными, не посаженными в «переноску», нескладывающимися велосипедами и громоздким багажом.

Одномоментно в досмотровой зоне можно проверить одного пассажира вместе с багажом. Как правило, на это требуется не более двух минут. На «просвет» рюкзаков и баулов - ещё секунд 40. За первые месяцы текущего года зарегистрировано 2074 попытки проноса опасных предметов. Всего за день процедуре досмотра подвергаются около 16 тыс. человек. «Если мы видим, что при проходе рамки детектор показывает наличие у пассажира большого количества железных вещей, то останавливаем его. Так же обстоит дело с датчиком радиационного контроля, сигнал с которого подаётся к нам на пульт, - объяснил сотрудник службы безопасности на ст. м. «Курская». - Кроме того, мы обращаем внимание на людей с большими, тяжёлыми сумками и на личностей, ведущих себя подозрительно. Некоторые, к примеру, пытаются пройти мимо металлоискателя через пространство, оставленное специально для людей с кардиостимуляторами. Неоднократно, осматривая пассажиропоток, я наблюдал, как желающий войти в вестибюль человек, столкнувшись со мной взглядом, разворачивался и быстро ретировался. К сожалению, по закону мы не имеем права преследовать или задерживать кого-либо силой. Закон предоставляет сотрудникам службы безопасности официальную возможность досмотра пассажиров и проведения с ними собеседования. Если гражданин не соглашается проходить эти процедуры, его не пустят в метро». 

Незримый бой

Ясно, что досмотровые зоны, на которые из бюджета выделено более 7 млрд руб., в первую очередь призваны перекрыть вход в подземку террористам, пытающимся подложить взрывное устройство, и смертникам. Однако появление умной техники, помноженное на качественную работу правоохранительных органов, положительно отразилось и на криминальной обстановке в метрополитене. 

«Наиболее распространённый вид преступлений, совершаемых в метро, - карманные кражи, - уверен Игорь Божков, начальник УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по Москве. - Так вот сейчас наблюдается стойкая тенденция снижения их количества. В 1596 вагонах установлено 7100 видеокамер. На 196 станциях метро расположено 497 колонн «экстренного вызова», а в ситуационном центре метрополитена дежурные в режиме реального времени наблюдают за всеми вестибюлями и платформами подземки. Помимо этого, ежедневно около 150 сотрудников полка полиции сопровождения поездов находятся в вагонах метро. Некоторые из них несут службу в граждан­ской одежде. Кто они? Оперативники уголовного розыска, которые и занимаются поимкой карманников. Число краж сократилось на 33%, грабежей - на 16%, мошенничеств - на 58%, хулиганств на - 66%. В 2015 г. в метро не было совершено ни одного убийства. Несмотря на некоторое увеличение числа разбойных нападений (когда у вас, например, отнимают порт­фель или сумку, угрожая жизни), все они раскрыты по горячим следам. Всего за 4 месяца было задержано около 26 тыс. нарушителей закона».

По моим наблюдениям, в каждом вестибюле сегодня находится от двух до четырёх секьюрити метрополитена. В настоящее время прошедшие строгий отбор соискатели на эти должности заканчивают профессиональную подготовку и знакомство с аппаратурой. К 1 июля штат службы безопасности будет полностью укомплектован. И столичное метро станет не только самым красивым, но и одним из самых без­опасных в мире.