В России планируют объединить все городские камеры наблюдения в единую сеть. На разработку самой информационной системы и «железа» к ней предполагается потратить четверть триллиона рублей. А для распознания лиц на записях использовать технологии биометрической идентификации, вокруг которых во всем мире сейчас идёт много споров. АиФ.ru рассказывает, как применяют такие технологии в разных странах.
Постепенно, но неумолимо
Когда в начале XX века в мире начали искать преступников по отпечаткам пальцев, никто не мог представить, что спустя сто лет дактилоскопия станет лишь одним из многих способов биометрической идентификации человека. Наряду с ней сегодня используют методы машинного опознания по лицу, голосу, радужке глаза и другим уникальным характеристикам, включая ДНК. Всё вместе это называют биометрическими технологиями. Как и дактилоскопия, они меняют мир постепенно, но неумолимо. Только за последний месяц в российских СМИ вышли две важные новости, касающиеся развития этих технологий у нас.
В конце июня вышла новость о расширении возможностей отечественной системы видеоконтроля, которую использует полиция в нескольких регионах России. Если раньше она могла распознавать только лица и номера машин, то теперь разработчики научили её узнавать людей по силуэтам. При идентификации специальный алгоритм учитывает рост и походку, в том числе длину шага, наклон ступни, движение рук. Он может вести поиск индивида по особым приметам вроде очков, кепки или бороды. С такими «талантами» камеры способны распознавать людей в шлемах, масках и при других обстоятельствах, когда не видно лица. То же самое касается машин. Если не разобрать номер, то система может идентифицировать авто по цвету, марке, индивидуальным особенностям.
По данным СМИ сейчас МВД России создаёт единый банк биометрических данных с отпечатками пальцев, лицами и другими сведениями о гражданах. Сформировать его планируют за три года.
Серьёзный экзамен в масштабах страны система распознавания лиц прошла на Чемпионате мира по футболу 2018 года. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов приводил примеры её результативности. Один дебошир, которому суд запретил посещать спортивные мероприятия, пять раз безуспешно пытался пройти в фанзону. Хотя он скрывал лицо очками, капюшоном и кепкой, система его узнавала. Она помогла найти похитителей спонсорского кубка, присуждавшегося лучшим игрокам матчей. Одного из воров искусственный интеллект узнал в фанзоне. Всего во время Чемпионата система помогла задержать более 180 правонарушителей, в том числе находившихся в федеральном розыске.
В фокусе «Острого глаза»
По данным аналитиков TelecomDaily, опубликованным в декабре 2020 года, Россия занимает третье место в мире по числу установленных камер видеонаблюдения. У нас их около 13,5 млн. За жителями США постоянно следят 50 млн. электронных «глаз», а абсолютным лидером по их количеству является Китай. В Поднебесной работает 200 млн. камер. Неудивительно, что наш восточный сосед впереди планеты всей и по возможностям биометрической идентификации граждан. Но самое интересное, что всекитайская махина видеонаблюдения с её нешуточными возможностями получила название «Skynet». Многие видят в этом большую иронию, поскольку так же называется восставший против человечества искусственный интеллект из антиутопии о машинах-убийцах «Терминатор».
Китайский «Скайнет» способен распознать человека с точностью до 99,8% даже во время движения в потоке. Это даёт огромные возможности в поиске преступников и пропавших без вести людей. В этом лично убедился корреспондент BBC Джон Судворт, устроивший эксперимент. Его внесли в базу данных как подозреваемого, после чего полиция нашла журналиста всего за 7 минут в городе с населением в 4 млн. человек. Реальных примеров эффективности системы ещё больше. Одна из самых известных историй — поимка китайца по имени Ао, подозреваемого в экономических преступлениях. Система распознавания лиц узнала его на концерте певца Джеки Чуна в городе Наньчан среди 50 тысяч зрителей. Мужчина признался, что в толпе чувствовал себя безопасно и был просто ошарашен, когда его задержали полицейские. А на пивном фестивале в Циндао тем же путём поймали 25 разыскиваемых лиц, причём один из них скрывался 10 лет. Для борьбы с телефонными мошенниками в Китае обязали всех проходить процедуру распознавания лиц при покупке SIM-карт.
Китайцы постоянно наращивают возможности своего «Скайнета», и здесь можно продолжить аналогии с киносагой о восстании машин. Так одно из новшеств способно сделать всех полицейских страны немного «терминаторами» благодаря использованию очков с миниатюрными камерами. Они подключены к модулю распознавания лиц, таким образом стражу порядка может быть достаточно лишь беглого взгляда в толпу для нахождения «цели». В Китае любят хвастаться такими технологиями перед западными СМИ и при этом всегда подчёркивают, что их использование не нарушает прав граждан, в том числе неприкосновенность частной жизни. Весь видеонаблюдение ведётся исключительно в общественных местах. Но бессмысленно отрицать то, что такая мощная система способна приносить вред, иногда — случайно.
Система распознавания лиц, которую в Китае ещё называют «Острым глазом», может выдавать неприятные сюрпризы. Одной из его жертв стала известная бизнес-леди, портрет которой был размещён на транспорте. Камера ошибочно приняла лицо женщины, нарисованное на корпусе автобуса, за неё саму и отправила фото на «доску позора». Даме засчитали нарушение — переход дороги на красный свет. Но ещё хуже то, что уязвимости техники могут использовать преступники. Двое хитрых китайцев разжились на 76 миллионов долларов, два года обманывая систему распознавания лиц. Они находили фото клиентов банков в высоком качестве и «оживляли» их при помощи общедоступного приложения. Этим способом жулики снимали через онлайн-сервисы деньги с чужих счетов, доступ к которым открывался по лицам. Но отмечается, что так обмануть можно было только коммерческие организации Китая. Якобы с госструктурами этот трюк не пройдёт из-за более жёстких требований.
Ругают, но используют
Такие системы критикуют не только из-за угрозы их использования преступниками. На Западе часто упрекают власти Китая в желании обеспечить тотальный электронный контроль над населением. Хотя параллельно с госструктурами эти системы по всему миру активно продвигает бизнес. В каждом новом сотовом телефоне есть полный набор возможностей для биометрической идентификации человека. И тот факт, что за нами при желании могут следить в своих целях коммерческие структуры, тоже многим не нравится. С другой стороны, сами же люди фактически голосуют за повсеместное внедрение этих технологий. Мы охотно ими пользуемся, потому что так удобнее жить.
В том же Китае сканеры лиц стоят в аэропортах, ЖД-вокзалах, станциях метро. После регистрации в специальном приложении пассажиру достаточно лишь взгляда для открытия турникета. Это не только позволяет забыть о билетах, но и заметно ускоряет работу транспорта (к слову, пропуск по биометрии уже начали тестировать российские авиаперевозчики). Тем же способом в Китае можно заходить в здания, оплачивать услуги ресторанов и даже пользоваться туалетами. Одна из первых «умных» уборных появилась пару лет назад в городе Цюйчжоу. Бумага в ней выдаётся только после процедуры сканирования лица. Такое новшество помогает бороться с расточительством и приучает людей к «зелёному» образу жизни. Но это может быть не всем по душе. Дело в том, что за раз выдаётся всего 90 сантиметров бумаги, а повторить процедуру можно только через 10 минут.
Хотя Азия впереди всех по темпам внедрения биометрии, на Западе тоже продвинулись далеко. В США системы распознавания лиц применяют в школах, колледжах и университетах, чтобы предотвращать стрельбу. Там создают базы данных с фотографиями людей, представляющих потенциальную угрозу. Технологию также используют на концертах и других массовых мероприятиях. Власти США заявляли, что распознавание лиц помогает контролировать миграционные потоки и находить нелегалов. Армия внедряет биометрию для распознавания лиц военных на КПП. Над такими системами активно работают все IT- гиганты страны. Но американцев напугали случаи их использования полицейскими для слежки за обычными людьми. А особенно активно против распознавания лиц на улицах стали выступать во время массовых беспорядков в США демократы. Их поддержали крупные корпорации, ограничившие доступ полиции к своим разработкам. Многие объясняли это политической борьбой и желанием вставить палки в колёса оппонентам, но в итоге целые штаты стали ограничивать использование биометрии. Калифорния первой установила трёхгодичный мораторий на её применение полицией и другими госслужбами. Но немногие верят, что это конец шествия биометрии по США.
Настороженнее всего к технологиям биометрической идентификации относятся в Европе. Весной стало известно о том, что парламент ЕС готовит поправки в законодательство, жёстко ограничивающие применение искусственного интеллекта для массового видеонаблюдения за людьми и оценки социального поведения (это не коснётся систем военного назначения). Предлагается разделить технологии по степени риска для безопасности жизни и прав граждан. К примеру, применение дистанционной биометрической идентификации в общественных местах может быть строго ограничено узкими задачами — поиском пропавших детей, преступников, террористов. При этом, в случае принятия поправок, для внедрения таких систем в каждой конкретной стране нужно будет специальное одобрение властей, их использование должно быть ограничено по времени и месту. Но пока инициативы ЕС находятся в стадии обсуждения.