Ушли до весны. В России ужесточат правила аренды электросамокатов

В России количество ДТП с участием самокатов за 9 месяцев этого года повысилось в три раза по сравнению с прошлым годом. Из-за возрастающей аварийности власти решили ужесточить правила аренды электросамокатов в следующем сезоне. Страхование, знание ПДД, наличие водительского удостоверения, повышение возраста пользователей электросамокатами — об этих и других правилах в материале aif.ru.

   
   

У государства свои планы

Высокий уровень аварийности с участием электросамокатов не позволяет оставаться в стороне государственным деятелям. Создание правового поля, которое обеспечит безопасность как пешеходов, так и самих пользователей электросамокатов — главная задача государства, уверен депутат Госдумы Александр Якубовский. «В первую очередь, для этого необходимо не только ужесточить ответственность за нарушения, такие как превышение скорости, вождение в нетрезвом виде и иные нарушения ПДД (правил дорожного движения), но и сделать так, чтобы нарушителей было реально к этой ответственности привлечь. Сейчас мы вместе с участниками рынка разрабатываем возможные механизмы идентификации пользователей и привлечения их к ответственности. Можно повышать штрафы сколько угодно, но если они не работают и реально их невозможно применить, ничего, кроме смеха, это вызывать не будет», — рассказывает депутат.

Сегодня пользователи электросамокатов чувствуют себя безнаказанными, подвергая опасности себя и других людей. Рынок остро нуждается в корректировке, в изменении правил аренды электросамокатов, считает депутат Якубовский, который предлагает реальные меры регулирования.

«На мой взгляд, допуск к управлению электросамокатами, с учетом того, что ПДД в некоторых случаях разрешен их выезд на дороги общего пользования, необходимо осуществлять после подтверждения минимальных знаний ПДД или наличия действующего водительского удостоверения. Также нуждается в разработке механизм страхования гражданской ответственности пользователей электросамокатов. Мы все видели резонансные случаи, когда люди гибли или получали травмы, а возместить ущерб не представлялось возможным. Таких ситуаций в будущем быть не должно. Должна быть проведена широкая общественная дискуссия о допустимом возрасте для управления таким видом транспорта. На самом деле у всех нас простой и очевидный выбор. Либо мы разрабатываем и внедряем понятные правила для этого рынка, по сути этой сферы экономической деятельности, либо нужно просто эту деятельность ограничивать», — объясняет депутат Госдумы Александр Якубовский.

Аварийность растет

Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за 9 месяцев 2023 года с участием СИМ (средств индивидуальной мобильности) произошло 2,6 тыс. ДТП. Доля ДТП с участием кикшеринговых электросамокатов в этом году впервые превысила долю аварий с частными: 51,8% против 47,3% (год назад было 32,4% против 67,6%). 42% пострадавших в ДТП — молодые люди в возрасте до 20 лет.

Однако количество ДТП с использованием электросамокатов — это капля в море, по сравнению с количеством их пользователей, считает независимый консультант, эксперт по экономике и финансам Виталий Калугин. «Несчастные случаи — это ошибка выжившего, когда люди фокусируются на сотнях случаях, пусть и довольно вопиющих, но это ничтожная величина в относительных величинах, когда речь идет о десятках миллионов поездок. В этом сезоне не было особенного правового преследования самокатчиков. Но в следующем году, возможно, будут ужесточения в Москве и Екатеринбурге», — предполагает эксперт.
   
   

Спрос есть

По данным Ассоциации микромобильности, количество поездок за три года увеличилось в 26 раз (с 8 млн в 2020 году до 208 млн в 2023 году). Количество пользователей выросло в 24,3 раза (с 1,5 млн до 36,5 млн человек). По сравнению с прошлым сезоном количество поездок увеличилось с 103,5 млн до 208 млн (в 2 раза), а количество пользователей электросамокатов — с 15,5 млн до 36,5 млн человек (в 2,4 раза).

В следующем сезоне абсолютно точно будет рост, уверена директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. «Могу предположить оптимистичную цифру — от 1,5 раз. Потому что очевидно, что емкость даже существующих для работы городов не исчерпана полностью. Спрос растет — и емкость рынка будет увеличиваться, популярность электросамокатов будет расти. Но стоит отметить, что всё будет зависеть от тех норм регулирования, которые примет законодатель в рамках дорожной карты Минтранса. А также от регулирования внутри муниципалитетов. Пойдут ли муниципалитеты по пути возможного квотирования, установят ли квоты внутри городов на количество электросамокатов? Насколько сами операторы будут обеспечивать порядок пользования электросамокатами, а пользователи — соблюдать этот порядок, от этого тоже будет зависеть возможность роста рынка в следующем сезоне», — объясняет эксперт.