Старики-разбойники. Почему пенсионеры поджигают военкоматы?

В Санкт-Петербурге женщина подожгла дверь военкомата, а в Улан-Удэ поджигателями были мужчина и дама преклонных лет. © / Коллаж АиФ

Телефонные мошенники теперь не только воруют день­ги, но и толкают граждан к поджогам.

   
   

В августе резко выросло число поджогов военкоматов в России — более 30 случаев за 10 дней. Центральной фигурой этих случаев чаще оказывались люди пенсионного возраста.

Один из них, 76-летний Валерий Ершов из Всеволожска, продал квартиру и 4 млн руб. перевёл мошенникам. Связавшийся с ним «представитель ФСБ» уговорил пенсионера поджечь военкомат двумя коктейлями Молотова, чтобы «отомстить аферистам». Дедушку задержали и отпустили домой под обязательство о явке. На следующий день он покончил с собой.

Эпидемия поджогов началась неслучайно. Как сообщают украинские СМИ, группа кол-центров в их стране заключила договоры с ГУР (военная разведка Украины) из-за того, что с 1 августа вступили в силу новые ограничения Нацбанка Украины — ужесточили правила снятия наличных и проведения банковских переводов. Мошенники ушли под крышу военных, а их жерт­вы тут же стали устраивать диверсии.

Как рассказали aif.ru в МВД РФ, на первом этапе злоумышленники используют стандартные приёмы: сообщают о якобы подозрительных переводах с банковского счёта, о попытках взять кредит от имени человека, которому звонят, или же предлагают помочь правоохранителям поймать преступника. В любом случае главная цель — украсть все деньги, заставить продать собственность и т. п.

«Потерпевшим не просто звонят с незнакомого номера, а используют мессенджер, устанавливая в качестве фотографии вызывающего абонента логотип какой-либо организации. Таким образом у человека может сложиться впечатление, что к нему обращаются работники банка либо госучреждения», — уточняет официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Следующий этап — вовлечь жертву в совершение диверсий и терактов. Человеку рассказывают о возможности ото­мстить аферистам или оказать содействие в их задержании. «Иногда просто угрожают неприятностями или даже убийством родных и близких. Но каков бы ни был предлог, всё заканчивается одинаково: требованием совершить поджог объектов военной, транспортной или банков­ской инфраструктуры, — сообщили в МВД. — Большинство их жертв — люди пожилого возраста, которые в данном случае рассматриваются зарубежными преступниками как расходный материал для создания информационных поводов».

   
   

В ведомстве уточнили, что атаки на военные и стратегически важные объекты дей­ствующим законодательством квалифицируются как диверсия или террористический акт. Это особо тяжкие преступления, за совершение которых предусмотрено наказание вплоть до 20 лет лишения свободы.

Что грозит поджигателям?

— Сегодня единой практики квалификации дей­ствий по поджогу военкоматов нет, — говорит юрист Вадим Ткаченко. — Ранее они квалифицировались как покушение на уничтожение имущества, поджог и хулиганство. Это до 5 лет лишения свободы. В по­следнее время стала чаще публиковаться информация о применении к таким преступлениям именно статей о терроризме. Это до 15 лет. Одним из оснований для возможного смягчения наказания является совершение преступления в результате физического или психического принуждения. Но на практике вряд ли это получит широкое распространение.

Как не попасть в сети мошенников

О том, как приличных людей превращают в диверсантов, рассказал социальный психолог Алексей Рощин.

Кто становится жертвой

Есть люди, которые в прин­ципе плохо поддаются разного рода убеждениям. Дело не только в психологических особенностях. Если человек уверен в себе и у него всё в жизни нормально, он меньше поддаётся такого рода манипуляциям. И наоборот: если человек не уверен в себе, мало зарабатывает, жена ушла, сильно переживает из-за политической ситуации – миллион вариантов, он попадёт в ловушку. Но обзванивают всех. Просто широким гребнем выгребают, и кто-то точно попадётся.

Что должно насторожить

Мошенники работают дос­таточно профессионально и варьируют свои усилия в зависимости от абонента. Каких-то универсальных фраз, которые могут насторожить, не бывает. Но, как правило, злоумышленники очень не любят уточняющие вопросы. Если человек их задаёт, значит, у него ещё есть критическое мышление, и он им не подходит.

Я бы назвал признаком мошенничества угрозы. Когда в разговоре начинают запугивать, скорее всего, пытаются что-то получить. Представляются сотрудниками силовых структур (Следственный комитет, МВД, прокуратура – что угодно сгодится), трясут виртуально «корочками» и при этом рассказывают, что сейчас что-то ужасное происходит и ты должен как-то срочно реагировать.

Как заставляют поджигать

Сначала человека разводят по обычной схеме мошенников. Обманом заставляют переводить деньги на некий запасной счёт, брать кредиты и т. п. Когда человек начинает смутно догадываться, что своих денег никогда не увидит, именно в этот момент ему предлагают «спасательный круг». Мол, всё можно вернуть, если ты пойдёшь и подожжёшь военкомат, релейный шкаф на железной дороге или ещё что-то. Это не зомбирование – так только в книжках и фильмах бывает. Тут играют на чувствах. У человека ощущение, что случилось всё самое страшное, он ничего не может вернуть назад, он полностью опустошён. Мозг у человека отключается, и происходит регрессия к детскому состоянию. Женщина 50 лет начинает вести себя как пятилетняя девочка: всё что угодно, лишь бы стало, как было. И вот тут возникает «магическое»: «Всё можно легко вернуть, только иди за бензином».

В нормальном состоянии у человека будет масса вопросов: почему, какая связь между потерянными деньгами и поджогом? В конце концов, если вы у меня деньги украли, значит, вы мои враги, как я должен вам верить? Но это на рацио­нальном уровне. Когда тебя специально ввели в состояние ребёнка через серьёзное эмоциональное потрясение, таких вопросов нет. Хотя, конечно, на словах некое обоснование придумывают. Говорят, например, что военком переводит на себя все деньги, чтобы заплатить ВСУ. И прочий бред.

Кстати, не каждая жертва мошенника впадает в детское сос­тояние. И на этом этапе у них тоже идёт отбор. Кто-то поддаётся и быстро отходит, поэтому у звонивших время – главный фактор: всё делается быстро, пока человек не очнулся.

Что делать, если вам позвонили

Первое правило – положи трубку! Как только вам рассказывают, что это звонок из вашего банка, Центробанка, полиции и прочее, тут же надо прерывать разговор. Никогда правоохранители не работают по телефону, а тем более не обговаривают какие-то операции по «задержанию злоумышленников».

Если вы всё же ответили на такой звонок и не смогли прервать разговор, любому «представителю» в погонах предлагаете письменно обращаться на ваш домашний адрес, который он должен знать. В банк, если опасаетесь, что это действительно может быть звонок оттуда, перезванивайте сами.