​«Сильный страх, стресс и боль». Пассажиры обвиняют Boeing в халатности

Четыре пассажира рейса авиакомпании Alaska Airlines, едва не потерпевшего катастрофу в результате разгерметизации, предъявили иск перевозчику и корпорации Boeing.

   
   

«Прелюдия к вероятной гибели»

Как сообщает ABC News, два жителя Калифорнии и два жителя штата Вашингтон требуют компенсации за «сильный страх, стресс, беспокойство, травмы и физическую боль».

«Истцы опасались, что зияющая дыра в фюзеляже, быстрая разгерметизация и общий хаос были прелюдией к разрушению самолета и их собственной вероятной гибели», — говорится в исковом документе.

Как заявил адвокат Марк Линдквист, представляющий интересы истцов, пассажиры были уверены, что погибнут, поэтому писали прощальные сообщения родным.

5 января 2024 года рейс 1282 авиакомпании Alaska Airlines вылетел из международного аэропорта Портленда в Онтарио, штат Калифорния. На борту были 171 пассажир и шесть членов экипажа.

Через несколько минут после взлета, на высоте около 5 тыс. м, произошла разгерметизация салона. У лайнера буквально вырвало дверь аварийного выхода.

Когда воротимся мы в Портленд...

Системы безопасности сработали штатно — выпали маски для дыхания пассажиров, которые получили возможность дышать свободно.

   
   

Помогло и то, что самолет не успел набрать крейсерскую высоту в 10 тыс. м, на которой подобное происшествие могло иметь фатальные последствия.

Спустя 20 минут пилотам удалось посадить лайнер в Портленде. Но эти минуты, по признанию пассажиров, были самыми страшными в их жизни.

У 12-летнего Джосая Маккола, сидевшего неподалеку от выбитой двери, потоком воздуха вырвало мобильный телефон и мягкую игрушку. С другого 15-летнего пассажира потоком воздуха сорвало рубашку.

Находившиеся на рейсе признаются — они приготовились к смерти. Успешная посадка выглядела для них настоящим чудом.

Boeing 737 Max 9 эксплуатировался с октября 2023 года, то есть речь идет о новейшем самолете.

Следователи Национального совета по безопасности на транспорте США уже установили, что в период с 7 декабря по 4 января пилоты трижды сообщали о повышенном давлении в салоне данного самолета во время перелетов. Тем не менее эту ситуацию сочли непредставляющей угрозы, и эксплуатация борта продолжилась.

737 MAX: рост аварийности в 20 раз

В поданном иске пассажиры обвиняют Boeing и Alaska Airlines в халатности. В отношении корпорации также выдвинуты обвинения в выпуске «дефектной продукции», представляющей опасность для пассажиров.

После инцидента Федеральное управление гражданской авиации США приостановило эксплуатацию около 171 самолета Boeing 737 Max 9 по всему миру.

Также заявлено, что начат немедленный аудит производственной линии Boeing для «установления соответствия процедурам качества».

Другие пассажиры рейса 1282 намерены предъявить претензии корпорации Boeing в рамках коллективного иска.

Boeing 737 MAX — четвертое поколение пассажирских самолетов Boeing 737 средней дальности, созданное для замены самолетов Boeing 737 Next Generation. Первый самолет поставлен заказчику в мае 2017 года.

Однако показатели надежности поколения 737 MAX вряд ли могут радовать. Если предшественники имели в среднем 0,2 аварии на миллион полетов, то сейчас этот показатель вырос до четырех.

29 октября 2018 года Boeing 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air, выполнявший рейс из Джакарты в Панкалпинанг разбился, в результате погибло 189 человек.

10 марта 2019 года разбился самолет модели Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines под Аддис-Абебой, погибло 157 человек.

Причиной катастроф стало внедрение системы MCAS, которая корректирует положения самолета, получая данные от датчиков угла атаки и скорости. Однако пилотов должным образом не подготовили к внедрению новшества, что и привело к фатальным последствиям.

В результате флот Boeing 737 MAX был временно отстранен от полетов, а производство новых машин приостановлено. Более того, авиакомпании, ранее планировавшие закупки техники, стали отказываться от нее.

Министерство юстиции и Федеральное авиационное управление США вели масштабное расследование случаев халатности на производстве Boeing, однако оно всячески тормозилось лоббистами, указывавшими, что его продолжение наносит непоправимый ущерб репутации американского гражданского авиапрома.

Удар по корпорации

Производство Boeing 737 MAX было возобновлено 28 мая 2020 года. Федеральное управление гражданской авиации США 18 ноября 2020 года объявило об отмене решения о запрете полетов самолетов Boeing 737 MAX.

В мире запрет на полеты Boeing 737 MAX отменяли постепенно. В России это произошло только в июле 2022 года.

Нынешнее ЧП наносит сильнейший удар по репутации авиапроизводителя, который признал новые недостатки в своем флагманском проекте.

И выплата компенсаций пассажирам может оказаться сущей мелочью по сравнению с перспективой отказа авиаперевозчиков от ненадежных самолетов.