С больной головы на здоровую. Кому помешали самолёты Boeing 737

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

МАК сообщил о приостановке действия сертификата типа на Boeing 737, чем вызван данный шаг и как он может отразиться на отрасли, АиФ.ru рассказал независимый авиаэксперт Алексей Захаров.

   
   

Оксана Морозова, АиФ.ru: Алексей Петрович, МАК принял решение отозвать сертификат типа у самолётов семейства Boeing 737, как вы считаете, чем вызвано данное решение? Некоторые эксперты активно обсуждают версию мести со стороны акционеров авиакомпании «Трансаэро», что вы думаете относительно этой ситуации?

Алексей Захаров: Как только появилась эта информация, я сразу сказал, что версия «мести» будет самой популярной. На самом деле надо смотреть хронологию событий. Есть известное письмо МАК, которое висит у них на сайте, кроме того, позже появилось некое разъяснение. Там говорится, что у Межгосударственного авиационного комитета никаких претензий к системе управления рулём высоты по результатам катастрофы в Казани нет и не было. Заключение по результатам расследования было подписано всеми сторонами. Однако, по информации Межгосударственного авиационного комитета, позже, в июне этого года, Росавиация отозвала свою подпись под протоколом расследования катастрофы. У неё есть особое мнение, что причиной произошедшего является неисправность привода руля высоты. Кстати, Росавиация, в отличие от МАК, имеет все возможности в любой момент приостановить полёты самолётов Boeing, но она этого не делает. Все крики о том, что Межгосударственный авиационный комитет подвергает опасности жизни 20 млн пассажиров, не имеют под собой никаких оснований, поскольку эта организация не обладает соответствующими полномочиями, это не её юрисдикция, она не может запретить эксплуатацию воздушных судов.

Менее чем за месяц Росавиация отправила в МАК два письма с требованиями обеспечить безопасную эксплуатацию 737-х, «надавив» на Boeing. В Межгосударственном авиационном комитете, похоже, долго думали, в итоге отправили письмо в Федеральную авиационную администрацию, которая вообще не имеет никакого отношения к самолётам, летающим за пределами США. То есть на нелепый запрос следует нелепый ответ. Мне лично требования Росавиации непонятны, и МАК, на мой взгляд, ответил на них соответствующим образом. Это похоже на странные бюрократические игры…

Контроль безопасности полётов в РФ — задача Росавиации, МАК не имеет к ней никакого отношения, в его уставные задачи это не входит, и всё происходящее похоже на попытку свалить с больной головы на здоровую.

— МАК принял решение отозвать сертификат у Boeing 737, при этом он не может запретить полёты этих самолётов, что означает отзыв сертификата?

— К сожалению, наше авиационное законодательство находится в непонятном состоянии. Оно состоит из абсолютно не состыкованных друг с другом кусков. Я пытался получить ответ на вопрос, который вы задаёте, — что должно последовать за приостановлением сертификата, — но внятного ответа не получил. Похоже, что данный механизм просто не прописан. Единственное, что я могу предположить, что ввозить новые самолёты этого типа в Российскую Федерацию будет нельзя. Как вы понимаете, это теоретическая версия, и даже на неё должно быть решение Росавиации.

   
   

— Могут ли реально запретить Boeing 737?

— Судя по сложившейся ситуации, Росавиация хочет сделать это чужими руками. Она попыталась всё свалить на МАК, сделав его «крайним». Ещё раз повторю: эта история началась не сегодня, процесс идёт уже довольно долгое время, и смотреть на него нужно именно «в динамике».