Росгвардия — не выход. Эксперт о том, что делать с охраной школ

Алексей Сухоруков / РИА Новости

26 сентября в школу № 88 в Ижевске пришел 34-летний Артем Казанцев — выпускник этой же школы. Он был вооружен и одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. Казанцев сразу убил охранника, дежурившего на входе в школу, затем начал бесцельно расстреливать всех подряд — учеников и учителей. А потом застрелил себя. Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн сообщил, что стрелявший применил боевые патроны в травматическом оружии. Выяснилось, что мужчина находился на учете в психоневрологическом диспансере.

   
   

В итоге в ижевской школе погибли 11 детей и 6 взрослых, более 20 получили ранения.

После трагедии начали обсуждать, почему у нас школы «охраняет кто попало», на входе в них «просиживают штаны ни на что не способные пенсионеры» и т.п. А заодно призывать усилить охрану в школах, раздать всем чоповцам оружие, «чтобы отстреливались», и вообще, мол, пора охрану детей передать Росгвардии.

Что из этих идей может сработать и как действительно эффективно усилить охрану учебных заведений, aif.ru обсудил с экспертом по комплексной безопасности, руководителем холдинга структур безопасности «Русь», членом Координационного совета Росгвардии Романом Насоновым.

Оружие раздавать нельзя

Идея вооружить существующую в школах охрану кажется Роману Насонову не просто не продуктивной, а откровенно опасной.

«Во-первых, закон запрещает нахождение людей с оружием в общеобразовательных организациях. И это неслучайно, — считает эксперт. — Смысл вооружать охрану школ отсутствует полностью. На таких объектах с массовым пребыванием людей, а тем более детей, полностью исключается наличие у охраны штатного служебного оружия. Потому что его применение будет иметь скорее отрицательный результат. Проще говоря, в случае перестрелки охранника со злоумышленником никто не даст гарантии, что на линию огня не попадут дети. И, во-вторых, нельзя забывать о человеческом факторе, когда у такого количества лиц — а школ у нас в стране много и везде есть охрана — окажется в руках оружие».

Роман Насонов считает, что сегодня у охраны в школах уже есть работающий механизм, способный помочь в чрезвычайных ситуациях. 

   
   

«Тревожная кнопка — это первый инструмент защиты охранника. Ими оборудованы все школы, и это позволяет быстро вызвать сотрудников Росгвардии, прибытие которых занимает 5-6 минут. Кстати, Росгвардия уделяет объектам данной категории максимальное внимание, — говорит эксперт. — Более того, оперативно приезжают не только росгвардейцы или вооруженные сотрудники вневедомственной охраны. У нас, например, параллельно вызывается группа быстрого реагирования ЧОП — два вооруженных человека».

Росгвардия станет Россуперармией

Сразу после трагедии в Ижевске уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила о необходимости охраны школ в России сотрудниками Росгвардии. Тут же зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова рассказала, что соответствующий законопроект был подготовлен, но не нашел поддержки в правительстве.

Роман Насонов, который является членом КС Росгвардии и не сомневается в квалификации сотрудников этой структуры, в данном вопросе солидарен с правительством и объясняет почему.

«Такое предложение муссируется достаточно давно. Но тут есть сразу несколько подводных камней. Исходя из численности таких объектов и необходимых характеристик, которыми должны обладать сотрудники для исполнения данных обязанностей, из Росгвардии получится самая настоящая Россуперармия. Потому что на каждый объект необходимо по четыре человека, а только в Москве 7 тысяч объектов. И плюс дополнительный административный аппарат. Вот и считайте.

Стоит учесть и цену вопроса: это будет в среднем примерно в восемь раз дороже, чем платится сейчас за суточный пост охраны. В итоге, вероятнее всего, это будет передано в ту же ГУП Охрану, кадры останутся в общем-то те же. К тому же правоохранители не обучены специфике охраны школ. Сегодня охранники школ должны проходить специальную подготовку на базе профстандарта, именно с учетом специфики охраны образовательных организаций. В том числе и психологическую подготовку».

Что может помочь усилить охрану

Эксперт по комплексной безопасности считает, что реально эффективно усилить охрану школ можно при помощи инженерных решений. «Исходя из конструкции школы, прежде всего, речь идет о входной группе в здание. Надо делать это всеми доступными средствами, позволяющими минимизировать допуск на территорию школ посторонних и неадекватных людей», — говорит Насонов.

Кроме этого, есть целый ряд требований, которые надо соблюдать во всех школах страны. Это не просто теоретические рассуждения, а работающий механизм, который применяют в Москве.

«Это, во-первых, закрытые на период образовательного процесса двери школы. И в Москве это делается. Во-вторых, калитки, центральный вход, запасные выходы должны быть оборудованы видеодомофоном с выходом на пост охраны. Если приходит посетитель, охрана видит, кто пришел, узнает зачем и только после этого открывает. При этом опять скажу об опыте Москвы: все камеры домофонов не только имеют выход на пост охраны, но и выведены в единый центр хранения данных городской системы, — рассказывает эксперт. — Так же надо повсеместно вводить на всей территории России выборочное обследование ручным металлодетектором посетителей и учащихся — в первую очередь опоздавших на занятия. Обращать внимание на людей, одетых в черную одежду (последние трагические случаи показывают, что это общая примета), длинные плащи, под которыми можно прятать оружие и пр. Внимательнее относиться к детям, которые стоят на учете по делам несовершеннолетних. Эта мера очень действенная. Например, у нас в Москве ежемесячно от 2 до 30 случаев обнаружения различных предметов, запрещенных к проносу. Это не обязательно оружие, а те же газовые баллончики, ножи». 

Проще говоря, по словам эксперта, не стоит сейчас в горячке изобретать велосипед — надо добиваться, чтоб по всей стране реально работали уже имеющиеся механизмы школьной охраны.