Разница культур. В Санкт-Петербурге воруют меньше, чем в Нью-Йорке

Город Санкт-Петербург, Флорида, США. © / Jim Dietrich aka EaglesFanInTampa / Commons.wikimedia.org

Американские компании, занимающиеся розничной торговлей, могут сократить рабочие часы своих магазинов, поместить весь свой ассортимент в них «под замок» или даже отказаться от продолжения работы на целом ряде действующих торговых площадок. Они надеются, что эти меры помогут снизить ущерб от магазинных краж, число которых, как ожидается, может резко возрасти в преддверии «черной пятницы» — общенациональной распродажи, которая в этом году пройдет 24 ноября. Об этом пишет USA Today.

   
   

Печальный опыт

В 2021 году более 30 человек приняло участие в ограблении одного из магазинов компании Best Buy в Миннеаполисе на «черную пятницу». Вместе с ним пострадал еще один магазин Best Buy неподалеку.

Американская сеть супермаркетов Safeway, сокращая часы работы своего магазина в Сан-Франциско в 2021 году, объяснила это именно грабежами. Генеральный директор другой торговой сети Walmart Даг Макмиллан заявил в декабре того же года, что всплеск магазинного воровства может привести к закрытию части торговых точек.

В том же 2021-м ретейлеры, согласно опросу Национальной федерации розничной торговли (NRF), сообщили о том, что организованные преступные банды стали на 26,5% чаще совершать крупномасштабные ограбления, чем в 2020 году. По оценке NFR, понесенные из-за них издержки обходятся ретейлерам в 7 центов с каждых 100$ продаж.

Где стали воровать больше, а где меньше?

Совет по вопросам уголовного права — американский аналитический центр — исследовал данные о кражах в 24 городах за последние 5 лет. Из представленного ими отчета следует, что с января 2019-го по июнь 2023-го в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе число краж выросло больше, чем где-либо еще, — более чем на 60%. Удивительно, но лучший результат из всех городов, включенных в исследование, показал Санкт-Петербург. Нет, не тот, который основал Петр I в 1703 году на берегу Финского залива, а его американский тезка из солнечного штата Флорида, основанный больше века спустя. За этот же период времени краж в американском Питере стало меньше почти на 80% — получается, унаследовал любовь к культуре и интеллигентность русского старшего брата.

Что будут делать ретейлеры?

Крупные продуктовые магазины, аптеки и другие участники розничной торговли в США теперь «размещают свои товары за прилавками и в закрытых шкафах». Они несут убытки и приостанавливают работу своих торговых офлайн-площадок. По мнению компаний, во всем виноваты участившиеся кражи.

   
   

Так, Walgreens — американская компания, владеющая второй по величине сетью аптечных магазинов в США, в июне 2023-го объявила, что тестирует в Чикаго магазин новой концепции — в нем часть товаров хранится «под замком».

Джо Будано, генеральный директор Indyme, занимающейся разработкой противокражных систем, рассказал, что его компания продает на 30% больше по сравнению с 2019 годом специальных «кнопок-помощников» — нажав на такую, покупатель вызывает сотрудника магазина, который «снимает замок» со стенда с товарами.

«Ретейлеры сегодня как сумасшедшие везде вешают замки. Они просто делают все, что могут», — поделился Будано.

Некоторые из ретейлеров собираются внедрять более передовые технологии. Например, «умные торговые стенды» — их можно открыть, только позвав сотрудника магазина или зарегистрировавшись в специальном терминале по номеру телефона. Или «умные тележки» — их колеса автоматически блокируются, когда тележки пытаются протащить дальше кассы.

Бизнес все равно пострадает

Но компании также обеспокоены тем, что такого рода меры могут навредить продажам: лишние сложности портят клиентский опыт и демотивируют совершать покупки. Отчет, проведенный в 2021 году исследовательским центром, который спонсируется Indyme, показал, что почти 43% опрошенных «тайных покупателей», если бы товары в магазинах повсеместно закрыли на замки, посещали бы их только в случае необходимости — то есть спонтанный и движимый эмоциями шопинг ушел бы в прошлое.

«Розничные торговцы не хотят держать товары под замком. Они понимают и признают, что их действия могут повлиять на впечатления покупателя от похода в магазин. Это хрупкий баланс», — считает Джонстон из NRF.

Тем более что «запирание товаров» и их защита с помощью новых технологий может сказаться на кошельках потребителей. Обновленные цены на магазинные товары должны будут учитывать в себе затраты на дополнительные меры безопасности.

Неоднозначное исследование

Чарис Кубрин, профессор криминологии Калифорнийского университета в Ирвайне, рассказала USA TODAY, что пробелы в имеющихся данных затрудняют анализ магазинных краж. Она считает, что, хотя и есть определенные районы и города, где уровень воровства возрос, в других, вполне возможно, он мог снизиться.

«Главное — определить на более локальном уровне, где это происходит. Я думаю, утверждать, что кражи в розничной торговле вышли из-под контроля, нельзя. На данный момент мы этого просто не знаем наверняка», — заявила она.