«Поволжский душитель». История одного из самых кровожадных убийц XXI века

Его жертвами были женщины от 75 до 90 лет. За помощь в установлении личности убийцы в МВД обещали 3 млн руб. Но поймать маньяка помогла наука: провели 10 тыс. тестов ДНК – и нашли.

   
   

Кого он убивал?

Девять лет его искали по всей России и 1 декабря задержали. Радику Тагирову предъявлено обвинение в 26 убийствах, совершённых в 12 регионах страны. При этом правоохранители не исключают, что окончательный список жертв окажется ещё длиннее.

Первое убийство произошло в марте 2011-го в Казани. Тело 85-летней Насимы Ишмуратовой нашли не сразу, хотя преступление произошло у неё дома – просто родственники не сразу забили тревогу. Тогда убийцу искали в окружении жертвы. Но потом в Казани произошло ещё 7 схожих нападений на женщин старше 75 лет.

Правоохранители заметили алгоритм действий «истребителя пенсионерок»: под видом соцработника он поджидал их на подходе к дому и предлагал поднести сумку. Спустя 9 лет Тагиров подтвердил эту версию на допросе. Он рассказал, что иногда старушки сами приглашали его в квартиру, в других случаях ему приходилось напрашиваться. В СК не исключают, что жертв преступник выбирал неслучайно – справки о них он мог наводить в социальных службах и медучреждениях. К тому же многие убитые были ещё и ограблены. Хотя корыстный мотив не играл для убийцы главной роли – в некоторых случаях он не забирал ценности и деньги, лежавшие на самом виду. Это и заставило право­охранителей говорить о маньяке.

Жертв он душил. Иногда – ­руками, но чаще использовал подручные средства: провод утюга, бельевую верёвку, фартук, подушку и даже веник. Закручивал самодельные петли из всего этого с помощью столовых приборов. В декабре 2020-го Тагиров признался, что считал удушение самым тихим и безболезненным способом убийства.

А в 2011-м следователи заметили ещё одну закономерность: все жертвы душителя жили в многоэтажках, у оживлённых магистралей, но не выше третьего этажа. Предположили, что у убийцы всегда был предусмотрен запасной путь бегства через окно.

Восьмая жертва маньяка без всякого опасения впустила постороннего мужчину в квартиру, а он несколько раз ударил её по лицу и принялся душить. Пенсионерка потеряла сознание, убийца решил, что она мертва, и спокойно ушёл. Но женщина через некоторое время пришла в себя и позвонила в полицию. Однако там не смогли составить фоторобот: потерпевшая была почти слепа и не сумела толком разглядеть нападавшего.

   
   
Три года назад по такому фотороботу и нечётким снимкам с подъездных видеокамер в Казани безуспешно пытались найти маньяка-убийцу.

А вот девятая жертва была уже в Волжске (Марий Эл). Тагиров успел задушить её проводом от утюга и стал обыскивать квартиру. За этим его и застал сын жертвы. Он попытался задержать преступника, но тот сбежал через окно. После чего стал выбирать жертв, которые живут не выше второго этажа.

Все эпизоды, в которых обвиняют Тагирова, произошли в основном в 2011–2012 гг. География впечатляет: Казань, Уфа, Ижевск, Чебоксары, Пермь, Екатеринбург, Нижнекамск, Волжск, Нижний Новгород, Саратов, Иваново и Киров.

Как ловили?

На схожесть убийств в Татарстане впервые обратили внимание через полгода после первого преступления. Ещё через пару месяцев уголовные дела объединили в одно и создали следственную группу.

«Поволжский маньяк» считался одним из самых разыскиваемых преступников России. Но и неуловимых. У следствия была даже запись камеры видео­наблюдения из подъезда одной из жертв, но качество картинки оказалось настолько отвратительным, что даже примерный возраст преступника толком установить не получилось. В 2013 г. за помощь в розыске маньяка МВД обещало 1 млн руб. В 2017 г. награда выросла до 3 млн.

У следствия появилось несколько подозреваемых. Одним из них стал продавец БАД, обходивший квартиры стариков как раз во время пика активности маньяка. Но у него частично было алиби, да и детектор лжи показал: непричастен. Потом под следствие попал 38-летний Павел Шайахметов из Казахстана. В марте 2017 г. его задержали за убийство 3 женщин. Решили, что он подходит под профиль «поволжского маньяка». Через год он покончил с собой.

Как вычислили казанского душителя? Помогла совместная работа оперативников СКР, МВД и ФСБ. «Путём проведения 10 тыс. генетических экспертиз и получения совпадений генотипа по криминалистическим базам учёта установлен 38-летний житель Казани Радик Тагиров. Работавший слесарем, он судим в 2009 г. за кражу», – заявила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

По нашим данным, ДНК преступника удалось получить в ходе исследования вещдоков. На платке и зажигалке, которые маньяк забыл в квартирах двух жертв в Екатеринбурге, нашли следы пота, принадлежавшие одному и тому же человеку. Эти данные совпали с генетическими профилями следов, которые обнаружили раньше при расследовании убийств в Поволжье. Началась кропотливая проверка баз ДНК преступников, причём не только в России.

Кто такой Тагиров?

Уже после ареста он признался, что своих жертв не считал, а об их количестве узнавал из новостей. Вину во всех предъявленных эпизодах признал сразу. На вопрос, почему убивал, ответил: «Спонтанно всё это. Кушать хотел. На улице жил».

Убийства начались, когда Тагиров вышел по УДО из колонии, но через два года прекратились. Следователи продолжали искать по базе ДНК среди бывших заключённых, наркоманов, стоявших на учёте. Но было и предположение, что душитель просто умер. На суде Тагиров рассказал, что в это время уезжал в Москву и вернулся в Казань только в 2018-м. Женился на женщине с ребёнком, у них родился общий малыш. Супруга сейчас рыдает и уверяет, что ничего не знала. Родители Тагирова тоже в шоке. Соседи о них отзываются доброжелательно, говорят: нормальная семья – бабушка, мама, папа, сестра. Мать до сих пор работает на химзаводе, отец – то ли охранником, то ли водителем. Недоумевают и соседи убийцы: Тагиров им всегда казался примерным семьянином, который трудился на нескольких работах, чтобы прокормить жену и детей.

Почему же его называют манья­ком? Следователи считают: не в деньгах дело, потому что не раз Тагиров брал у жертвы какие-то украшения и оставлял деньги, лежавшие на видном месте. Психологи-криминалисты намекают, что это типичная психопатия, по которой, кстати, преступника не признают невменяемым: мол, он явно получал удовольствие – то ли от убийств, то ли от риска, на который шёл. С этим согласен и бывший следователь Амурхан Яндиев, поймавший Чикатило и нескольких других известных маньяков: «Пенсионерок он выбирал, скорее всего, потому, что они не могли дать отпор. Вероятно, ему нравился сам процесс». Следователь предполагает, что сказалась и полученная в детстве психологическая травма от матери, бабушки или вообще пожилой соседки.

Тагиров, которому грозит пожизненный срок, просил ­судью оставить его под домашним арестом: «От следствия скрываться не буду. Это не исправить уже. Но какое-то время хотя бы семье помочь…»