Террористические налеты украинских дронов на территорию России стали уже привычными, как и сообщения об их уничтожении в воздухе. Результат беспилотных атак ВСУ, по большому счёту, чуть выше нулевого — дронов много, эффект сомнителен. В зоне СВО удары войск киевского режима ощутимее, особенно когда они бьют по гражданским объектам. Но вот нюанс — на передовой это практическая видимость, да и не целятся особо украинские вояки, бьют по направлению. А вот как доводят свои дроны-камикадзе едва ли не до стен Кремля? Каких наводчиков используют?
Перехват работает
Минувший день отметился несколькими атаками украинских беспилотников на российскую территорию. Один из ночных дронов был сбит над территорией Люберецкого района Подмосковья, ещё один был перехвачен в Брянской области. Ближе к полудню дежурные силы российских ПВО уничтожили украинскую крылатую ракету над акваторией Черного моря у побережья Крыма. Вероятно, что использовалась противокорабельная ракета Р-360 «Нептун», переоборудованная для пусков с наземных береговых комплексов. Её дальность составляет 280 километров, теоретически такую могли запустить в направлении Севастополя из Херсона или Николаева, возможно, что и из Одессы, но с целями в северном Крыму.
Тропинка для дрона
Сегодняшний украинский беспилотник, вероятно, что типа «Бобёр», долетел практически до МКАД — Люберецкий район граничит с Москвой. Ранее украинские дроны и в саму российскую столицу умудрялись залетать. Да, их сбивали, цели они не достигли, при этом на малой скорости и высоте полета ниже 50 метров умудрялись преодолеть порядка 600 километров над российской территорией. Без посторонней помощи это представляется чисто технически крайне затруднительным. Оператор беспилотника держит «птичку» на управлении максимум в 200 километров.
Издание Economist, которое сообщает, что операторы украинских беспилотников, атакующих российскую территорию, получают информацию о радарах и системах ПВО от западных партнеров, особого секрета не раскрыло. На это обстоятельство обращали внимание и в российском Минобороны, и в МИДе. Западные разведки, в первую очередь США и Великобритании, обеспечивают для пролета украинских дронов своеобразную «дорожную карту» — маршрут, позволяющий обходить российские радары и позиции ПВО.
Стопроцентной безопасности для пролета украинских дронов подобная информация не дает. Российская система ПВО, на основе современного опыта с атаками БПЛА противника, поменяла свою тактику. В первую очередь за счет маневренности технических и огневых средств на наиболее опасных направлениях. Дополнительные рубежи противовоздушной обороны выставлены не только вокруг крупных городов, но и в приграничных районах. Отсюда и всё более частые сообщения о сбитых украинских беспилотниках в Брянской и Калужской областях.
Как отмечает журнал Economist, ссылаясь на свои источники, близкие к разработчикам одной из моделей украинских дронов (вероятно, что «Бобёр»), только 35-40 процентов из них долетают до зоны расположения цели. Большая часть попадает под поражение, многие врезаются в гражданские дома, цепляются за провода и макушки деревьев.
«Дурилка картонная»
В Киеве отмечают, что потеряли «стратегическое преимущество» по беспилотникам, которое наблюдалось в начале специальной военной операции. Сейчас в украинской армии всё заметнее ощущается нехватка дронов — особенно на фоне увеличения их численности в российской армии.
Как сейчас сообщается, ВСУ впервые атаковали Курскую область роем картонных дронов-камикадзе SYPAQ австралийского производства. Канберра поставила Киеву эти «картонные дурилки» «исключительно в гуманитарных целях», для доставки медикаментов, воды и продуктов питания. ВСУ оснастили часть этих мини-дронов боевыми зарядами, остальные пустили для отвлечения внимания ПВО. С их помощью была осуществлена попытка атаки на российскую воинскую часть в Курском районе и военный аэродром Халино. Налет, как сообщается, обошелся без жертв и разрушений.