Заключенным удалось напасть и взять заложников в колонии в городе Суровикино (Волгоградская область) из-за нарушения регламента и коррупции среди сотрудников ФСИН. На каждого осужденного должно было полагаться по три охранника, а легально получить ножи они не могли, рассказал aif.ru член Совета по правам человека при президенте РФ и ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Алексей Мельников.
Дисциплинарная комиссия, куда доставили заключенных, рассматривает вопросы, связанные с потенциальным наказанием за дисциплинарные проступки. Например, о помещении нарушителей в ШИЗО, рассказал Алексей Мельников. «В ее состав входят представители колонии, регионального УФСИН, могут находиться и члены общественных организаций, но этого сейчас практически нет. Туда привозят заключенных. Могут по несколько человек», — делится опытом правозащитник.
По словам члена СПЧ и ОНК, главный вопрос по произошедшему — в обеспечении безопасности. «По регламенту, на каждого заключенного должно было быть по три человека охраны, учитывая опасность осужденных. Удивительно и то, что некоторые из них не состояли на профучете. Это видно и по нагрудным нашивкам. На учет ставят в связи с тем, что человек склонен к побегу, экстремизму, членовредительству. На мой взгляд, это явная недоработка», — оценивает Мельников.
Вероятно, сотрудники колонии причастны к тому, что у заключенных оказались ножи, которыми они зарезали ФСИНовцев, предполагает правозащитник. «Скорее всего, это произошло в результате коррупционных действий, что особенно печально. В последнее время вижу, что увеличилось число жалоб на условия содержания заключенных, мы получаем информацию и видим последствия — происходят коррупционные случаи. Для радикальных исламистов за деньги какие-то недобросовестные сотрудники могут делать поблажки», — рассказывает член СПЧ и ОНК.
Мельников считает, что причина произошедшего во многом в том, что нет надлежащего контроля не только со стороны ФСИН, но и общественных организаций. «ФСИН назначает в региональные ОНК людей, лояльных администрациям колоний. С этим связана большая проблема — нет системы сдерживания. Никто не расскажет о нарушении. А на самом деле почти в любой ИК можно найти массу нарушений. Но ФСИН — очень закрытая система, к сожалению. И получаются, что заключенные озлоблены, что нарушаются их права, а некоторые категории могут получить доступ к оружию. И возникает гремучая смесь — радикализация, с которой должным образом не работают. Проблемы есть, и с ними надо бороться», — заключил эксперт.
Как заключенные захватили колонию
Нападение произошло во время заседания дисциплинарной комиссии, куда доставили Темура Хусаинова, Рустамчона Наврузи, Рамзидина Тошева и Назирчона Тошова. Первый из них был осужден за то, что до смерти забил пьяного случайного прохожего, остальные — за торговлю героином и метадоном.
Как сообщили aif.ru в пресс-службе ФСИН, преступники «захватили в заложники восемь сотрудников колонии и четверых осужденных». «Четверым сотрудникам преступники нанесли колото-резаные раны различной степени тяжести, трое из них скончались. Еще четверо оказавших сопротивление, госпитализированы, один из которых скончался в больнице. Пострадали четверо осужденных», — отметили в ведомстве.
Снайперы спецподразделений Росгвардии и ФСИН по Волгоградской области ликвидировали всех четверых террористов, рассказали в пресс-службе Росгвардии. «Заложники освобождены», — добавили в ведомстве.
Напавшие на сотрудников колонии преступники снимали видеоролики происходящего на телефоны, которые запрещены в местах заключения. На одной из записей они назвали себя членами запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, бывшая ИГИЛ). Они сначала говорили, что напали из-за притеснений со стороны администрации колонии за их религию. А затем заявили, что мстят за террористов, напавших на подмосковный «Крокус-сити холл».
Из 12 заложников они сразу зарезали троих, одного тяжело ранили, еще пятерым удалось сбежать.
По данным «Базы», когда террористы начали нападение, 45-летний осужденный Александр Бойко, находившийся в санитарной части, бросился на помощь сотрудникам колонии и был ранен. Нападавшие били силовиков ножами и молотками, которых у них не должно было быть.
До этого в отношении нескольких сотрудников ИК-19 возбуждались уголовные дела. В 2021 году заместителя начальника отдела охраны Николая Борисевича осудили за взятки. А 2024 году за коррупцию приговорили к 7 годам колонии замначальника ИК-19 Григория Беленкова.