«Ничего не доказано». Четыре версии крушения египетского Airbus A320

Катастрофа авиалайнера Airbus A320-232 авиакомпании EgyptAir, произошедшая 19 мая 2016 года над Средиземным морем, остаётся в центре внимании мировых СМИ. Спустя почти неделю после трагедии власти Египта и Франции, а также привлечённые к расследованию структуры не могут дать ответа на вопрос, что случилось с самолётом, или хотя бы ограничить круг возможных версий.

   
   

На сегодняшний день известно, что рейс MS804 Париж – Каир, на борту которого находились 56 пассажиров, 7 членов экипажа и 3 сотрудника службы безопасности, рухнул в воду примерно в 290 километрах к северу от египетского города Александрия.

Корабли, задействованные в поиске, обнаружили на поверхности воды деформированные части фюзеляжа, спасательные жилеты и личные вещи пассажиров.

Спустя четыре дня после катастрофы президент Египта Абдель Фатах аль-Сиси предостерёг от поспешных выводов: «Все сценарии остаются открытыми, ничего не доказано».

В деле о катастрофе рейса MS804 в настоящее время очень много разного рода сообщений, которые затем опровергаются, в результате чего очень сложно создать целостную картину. Ситуацию может прояснить подъём «чёрных ящиков», в том случае если они не были сильно повреждены.

Существует несколько основных версий случившегося, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на несколько вариантов.

Обломки Airbus A320. Фото: Reuters

Версия первая. Технические неполадки

По некоторым сведениям, за 7 минут до потери связи с самолётом было получено несколько автоматических сообщений с ACARS (адресно-отчётная система авиационной связи), сигнализирующих о множестве проблем на борту, включая возможный пожар в туалете и главном отсеке электроники.

   
   

Кроме того, министр обороны Греции Паннос Камменос заявил, что перед тем, как исчезнуть с экрана греческого военного радара, самолёт сделал поворот на 90° влево, а затем разворот на 360° вправо до того, как он снизился до высоты 4500 метров, а затем и до 3000 метров, после чего исчез с экранов радаров.

Теоретически, данные манёвры самолёта вкупе с сигналами автоматики о неполадках могут свидетельствовать об отказе техники, сопровождавшемся пожаром на борту. Экипаж в таком случае мог начать экстренное снижение, стремясь произвести посадку как можно быстрее.

Против этой версии говорит то обстоятельство, что лётчики так и не связались с диспетчерами, не сообщили о каких-либо проблемах и не запросили экстренную посадку.

Версия вторая. Нападение в воздухе

Источник Agence France Presse, близкий к расследованию, высказал предположение, что гибель самолёта могла произойти «в результате действий людей». Имеется в виду не ошибка экипажа, а вмешательство третьих лиц, то есть захват самолёта.

Примером этого могут служить теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Кроме того, 29 марта гражданин Египта Саиф эль-Дин Мустафа захватил самолёт EgyptAir, выполнявший рейс из Александрии в Каир, и, угрожая взорвать муляж «пояса смертника», посадил самолёт в Ларнаке. Захватчик оказался не террористом, а неадекватным гражданином, однако сама возможность захвата выглядит вполне реальной.

Это могло бы объяснить и то, что сигналы о неполадках пришли из района пилотской кабины, и то, что экипаж не связался с землёй — им могли просто не дать этого сделать.

Против этой версии говорит присутствие на борту трёх сотрудников египетской службы безопасности, которые должны были помешать действиям террористов. Это как минимум не должно было сделать катастрофическое развитие событий настолько стремительным.

Версия третья. Ошибка экипажа

Крушения в результате неправильных действий пилотов случаются нередко, и поэтому данная версия фигурирует в числе основных.

Тем не менее в данном случае эта версия не выглядит убедительной. Рейс MS804 выполнял опытный экипаж, командир воздушного судна 36-летний Мохаммед Саид Шокейр проработал в авиакомпании EgyptAir 12 лет. Полёт проходил по не самому сложному маршруту, практически в идеальных погодных условиях. За то время, пока экипаж был на связи, лётчики не сообщали о возникновении у них каких бы то ни было трудностей.

Версия четвёртая. Взрыв на борту

Египетские власти говорят об этой версии крайне неохотно, однако пока она фигурирует в качестве наиболее вероятной.

24 мая агентство Associated Press со ссылкой на экспертов-криминалистов сообщило, что анализ останков погибших при катастрофе указывает на взрыв на борту. В частности, один из экспертов следственной группы, лично принимавший участие в осмотре останков, сообщил, что доставленные в Каир фрагменты тел были «настолько мелкими, что среди них нет даже ни одной целой части тела, например руки или головы. Логичным объяснением служит то, что это был взрыв».

Позднее официальные лица Египта опровергли все эти данные. Как сообщается, на обнаруженных в настоящее время обломках не обнаружено каких бы то ни было следов взрывчатых веществ.

Тем не менее эксперты согласны с тем, что взрыв на борту логичнее всего объясняет стремительное развитие катастрофической ситуации и отсутствие попыток экипажа выйти на связь с землёй. При этом взрыв мог быть произведён как террористом-смертником, так и при помощи заранее заложенного взрывного устройства.

Обломки Airbus A320. Фото: Reuters

31 октября 2015 года в результате взрыва на борту погиб авиалайнер Airbus A321-231 российской компании «Когалымавиа», выполнявший рейс по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. Все находившиеся на его борту 224 человека погибли.

16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что катастрофа произошла в результате теракта — сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. Это стало понятно после того, как на обломках самолёта и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России. Ответственность за теракт взяла на себя запрещённая на территории РФ по решению суда группировка ИГИЛ. Власти Египта не подтверждали версию о теракте вплоть до февраля 2016 года, когда президент страны Абдель Фатах аль-Сиси официально признал, что лайнер погиб в результате действий террористов.