Недавно группа ученых провела исследование, где выяснила, как людей завлекают в схемы с поддельными инвестициями. Чаще всего жертвами таких схем становятся служащие и работники по найму, а стимулируют мошенники корыстолюбие, алчность и желание легкого заработка. Между тем в январе-июле сотрудники МВД выявили почти 430 тыс. преступлений в сфере ИТ.
«В основе любого мошенничества лежат различные психологические техники, методы и способы, — говорит Чернышов. — Например, подстройки нейролингвистического программирования, или НЛП-подстройки, которые помогают установить контакт с собеседником, разговорный гипноз и технологии внушения. Кроме того, аферисты прекрасно понимают, как работают продажи. С помощью цифровых технологий они заранее собирают информацию о человеке, устанавливают с ним контакт, работают с возражениями и в итоге либо вынуждают его сообщить свои личные данные, либо заставляют куда-то переводить деньги».
В итоге любую мошенническую схему можно разделить на три этапа, считает эксперт.
Этап первый. Усыпить бдительность
Почти всегда у злоумышленника есть заранее подготовленная легенда. Он представляется родственником, начальником, сотрудником банка, «капитаном юстиции» — словом, человеком, которого потенциальная жертва может знать или к словам которого может прислушаться. Жулик втирается в доверие, подстраиваясь под ритм и скорость речи собеседника. И это не просто обман, а те самые НЛП-подстройки на физиологическом уровне, подчеркивает Чернышов.
Этап второй. Ответить на возражения
«После того, как контакт установлен, мошенник начинает красочно описывать проблему или предлагать невероятно выгодные условия, — продолжает психолог. — Это запускает у жертвы либо сильный страх, либо жадность. Впрочем, одного такого эмоционального всплеска не достаточно, ведь человек по-прежнему может засомневаться, у него сохраняется критическое мышление. Именно здесь включается механизм работы с возражениями».
При любом возражении (например, «перезвоню в банк» или «что-то я не уверен») они мгновенно запускают отработанную схему. Сначала они фиксируют само возражение («Не верю, что вы из банка»), затем задают уточняющий вопрос («Что именно вызывает сомнения?»), убеждаясь в том, что жертва скорее ищет поддержки, а не сомневается в их словах. После этого жертве предлагают разумное решение («Оставайтесь на линии, пока звоните в банк») и усиливают общий эффект, обещая, что так получится быстрее защитить средства или помочь родственнику.
Этап третий. Призвать к действию
В итоге человек оказывается в почти бесконтрольном состоянии, верит всему, что говорят на том конце провода, и готов выполнять любые команды, потому что они кажутся шагами к спасению, резюмирует Чернышов. Зачастую люди даже не замечают, как тон сменился с заботливого на приказной.
«Защитить себя и близких можно, просто не вступая с аферистами в диалог, — говорит он. — Если уже сняли трубку, не слушайте собеседника больше 10-15 секунд, этого времени вполне достаточно, чтобы распознать преступника. Как только слышите что-то про срочность или угрозу, сразу кладите трубку. Помните: сотрудники банка или силовых структур никогда не требуют действовать немедленно и не просят сообщить свои личные данные».
Все чаще жертвами мошенников становятся дети, добавляет Чернышов. По данным МВД, например, в январе-июле этого года преступники обманули почти 5 тыс. несовершеннолетних. Тактика здесь примерно такая же: мошенник представляется фанатом той же игры, втирается в доверие, создает проблему или предлагает выгоду («Твой аккаунт пытаются взломать», «У нас есть способ, как получить редкий предмет», «Помоги мне выполнить задание, и я поделюсь валютой»). После этого ребенка заставляют, например, «на время взять родительскую карту» и действовать быстро, «чтобы другие не узнали».