Депутаты предложили ограничить скорость прокатных электросамокатов до 15 км/ч, запретить их проезд по пешеходным улицам и использование несовершеннолетними. К слову, в Париже с сентября электросамокат уже не получится взять в аренду – под запретом. Надо ли нам вставлять палки в самокатные колёса (прежде всего арендованные) или пусть себе ездят?
За
Мы выступаем категорически против того, чтобы люди на электросамокатах могли передвигаться по тротуарам. Тротуар предназначен для пешехода, это зона безопасности, прежде всего для пожилых людей и семей с детьми, и людям на транспортных средствах здесь не место.
Понимаю, что большинство пользователей самокатов – это молодые люди с хорошей реакцией, и чаще всего они избегают столкновений, однако на сотню приличных пользователей всегда найдётся один неприличный, который собьёт ребёнка насмерть. И мы, как власть, должны подобную вероятность учитывать и стараться исключить такую ситуацию в принципе. Статистика всем известна – ЧП с участием самокатов происходят регулярно и по всей стране.
Нынешние ограничительные меры, к сожалению, не действуют. Да, есть штрафы – 800 руб. за проезд на самокате вдвоём (если конструкция этого не предусматривает) или за превышение допустимой скорости, до 1500 руб. за езду в нетрезвом виде. Но я не слышал, чтобы где-то в стране был заплачен хотя бы один такой штраф. Дело в том, что контролировать соблюдение этих ограничений должны сотрудники ГИБДД, но они прямо говорят, что у ведомства для этого не хватает людей и ресурсов. Так что ситуация по-прежнему никак не регулируется.
В Петербурге мы пытаемся отчасти поставить заслон бесконтрольному их использованию – вскоре будет запрещено движение самокатов по наиболее узким улицам. Кроме того, прорабатывается вопрос, чтобы обязать фирмы по прокату самокатов платить в бюджет города арендную плату за занятые ими под стоянки самокатов площади. Но я считаю это полумерами и выступаю за то, чтобы в целом запретить самокатам передвижение по тротуарам. Этому транспортному средству место там же, где и прочей технике, – на дорогах общего пользования, но никак не на пешеходных дорожках и тротуарах.
Против
На электросамокате я езжу уже более 5 лет. И за это время чётко понял две вещи. Первое: это самое удобное средство передвижения в мегаполисе. Второе: люди, которые встают на самокат, часто безответственно относятся к своим действиям и этим формируют негативный образ самокатчика. Из-за них нас ненавидят пешеходы, автомобилисты, велосипедисты – да все вокруг! Ниже расскажу об этом чуть подробнее.
Начну со способа передвижения. Ездить по городу на автомобиле? Нет уж, увольте. Пробки, платные стоянки, проблемы с парковками. Люди вынуждены проводить в автомобиле по нескольку часов в день. Я же на самокате легко перемещаюсь из точки А в точку Б. Самокат проедет везде, где пройдёт пешеход. Его можно оставить на велопарковке или занести с собой в помещение. На самокате можно ехать и в костюме, и в джинсах – это очень демократичный вид транспорта.
Появление сервисов проката электросамокатов только добавило удобств. Теперь я не привязан к конкретному самокату, мне не нужно его ремонтировать, заряжать, мыть. Я просто выхожу из дома, выбираю тот, что ближе, и еду. Оставляю его на парковке, занимаюсь своими делами, потом беру другой и еду дальше. Для меня это удобный сценарий для перемещения в большом городе.
Помню времена, когда у нас в Перми было лишь несколько электросамокатов, и они не вызывали негатива у окружающих. Сейчас же, когда любой школьник может взять напрокат самокат и мчаться по тротуару, расталкивая пешеходов, они стали исчадием ада. В чём проблема? В культуре вождения. Самокатчики не знают правил, забывают, что на тротуаре пешеход – главный. Но культура сама по себе не возникает. Вождению самоката нужно учить, объяснять, показывать пример. Той же Москве удаётся контролировать этот процесс, а ведь там движение – в том числе и самокатное – гораздо интенсивнее. Так что не запрещать надо, а сознательность повышать.