Надо ограничивать использование электросамокатов? За и против

Депутаты предложили ограничить скорость прокатных электросамокатов до 15 км/ч, запретить их проезд по пешеходным улицам и использование несовершеннолетними. К слову, в Париже с сентября электросамокат уже не получится взять в аренду – под запретом. Надо ли нам вставлять палки в самокатные колёса (прежде всего арендованные) или пусть себе ездят?

   
   

За 

Алексей Цивилёв, руководитель Санкт-Петербургского отделения организации «Союз пешеходов России»:

Мы выступаем категорически против того, чтобы люди на электро­самокатах могли передвигаться по тротуарам. Тротуар предназначен для пешехода, это зона безопасности, прежде всего для пожилых людей и семей с детьми, и людям на транспорт­ных средствах здесь не место.

Понимаю, что большинство пользователей самокатов – это молодые люди с хорошей реакцией, и чаще всего они избегают столкновений, однако на сотню приличных пользователей всегда найдётся один неприличный, который собьёт ребёнка насмерть. И мы, как власть, должны подобную вероятность учитывать и стараться исключить такую ситуацию в принципе. Статистика всем известна – ЧП с участием самокатов происходят регулярно и по всей стране.

Нынешние ограничительные меры, к сожалению, не действуют. Да, есть штрафы – 800 руб. за проезд на самокате вдвоём (если конструкция этого не предусматривает) или за превышение допустимой скорости, до 1500 руб. за езду в нетрезвом виде. Но я не слышал, чтобы где-то в стране был заплачен хотя бы один такой штраф. Дело в том, что контролировать соблюдение этих ограничений должны сотрудники ГИБДД, но они прямо говорят, что у ведомства для этого не хватает людей и ресурсов. Так что ситуация по-прежнему никак не регулируется.

В Петербурге мы пытаемся отчасти поставить заслон бесконтрольному их использованию – вскоре будет запрещено движение самокатов по наиболее узким улицам. Кроме того, прорабатывается вопрос, чтобы обязать фирмы по прокату самокатов платить в бюджет города арендную плату за занятые ими под стоянки самокатов площади. Но я считаю это полумерами и выступаю за то, чтобы в целом запретить самокатам передвижение по тротуарам. Этому транспорт­ному средству место там же, где и прочей технике, – на дорогах общего пользования, но никак не на пешеходных дорожках и тротуарах.

   
   

Против

Иван Печищев, преподаватель Пермского госуниверситета:

На электросамокате я езжу уже более 5 лет. И за это время чётко понял две вещи. Первое: это самое удобное средство передвижения в мегаполисе. Второе: люди, которые встают на самокат, часто безответственно относятся к своим действиям и этим формируют негативный образ самокатчика. Из-за них нас ненавидят пешеходы, автомобилисты, велосипедисты – да все вокруг! Ниже расскажу об этом чуть подробнее.

Начну со способа передвижения. Ездить по городу на автомобиле? Нет уж, увольте. Пробки, платные стоянки, проблемы с парковками. Люди вынуждены проводить в автомобиле по нескольку часов в день. Я же на самокате легко перемещаюсь из точки А в точку Б. Самокат проедет везде, где пройдёт пешеход. Его можно оставить на велопарковке или занести с собой в помещение. На самокате можно ехать и в костюме, и в джинсах – это очень демократичный вид транспорта.

Появление сервисов проката электросамокатов только добавило удобств. Теперь я не привязан к конкретному самокату, мне не нужно его ремонтировать, заряжать, мыть. Я просто выхожу из дома, выбираю тот, что ближе, и еду. Оставляю его на парковке, занимаюсь своими делами, потом беру другой и еду дальше. Для меня это удобный сценарий для перемещения в большом городе.

Помню времена, когда у нас в Перми было лишь несколько электросамокатов, и они не вызывали негатива у окружающих. Сейчас же, когда любой школьник может взять напрокат самокат и мчаться по тротуару, расталкивая пешеходов, они стали исчадием ада. В чём проблема? В культуре вождения. Самокатчики не знают правил, забывают, что на тротуаре пешеход – главный. Но культура сама по себе не возникает. Вождению самоката нужно учить, объяснять, показывать пример. Той же Москве удаётся контролировать этот процесс, а ведь там движение – в том числе и самокатное – гораздо интенсивнее. Так что не запрещать надо, а сознательность повышать.