Целую неделю телеэкраны Запада пугали зрителей ужасной новостью: отряды «Исламского государства»* движутся на Пальмиру — античный город в Сирии, внесённый в список мирового наследия ЮНЕСКО. «Ах, — страдали телекомментаторы, — эти жуткие варвары скоро возьмут красивейший оазис древности! И, уж конечно, всё там разрушат, как ещё раньше уничтожили бесценные памятники Вавилона в иракском Мосуле. Телевизор показывал армаду террористов с лицами, замотанными чёрными платками, на танках и джипах с пулемётами — так продолжалось каждый день, пока Пальмиру и впрямь не захватили. И вот теперь мне крайне интересно: почему коалиция из США, Британии, Канады и других стран, помпезно объявившая о начале авиавойны против «ИГ» в прошлом сентябре, ни единой бомбы не сбросила на боевиков, идущих через пустыню?
Шоу для красоты
Увы, ведётся откровенно грязная игра. Известно, как Америка бомбит, если всерьёз берётся за дело: режим Саддама Хусейна в Ираке пал за три недели, власть Муаммара Каддафи в Ливии — за полгода. По идее, «Исламское государство» должно быть попросту размазано по стенке, однако количество его «солдат» лишь увеличивается. Будучи в Ираке дважды за последние 10 месяцев, я так и не увидел грандиозных последствий ударов коалиции — боевики откровенно смеются над потугами американцев. Ощущение, что война вообще делается сугубо ради красивых спецэффектов в телевизоре.
— Американская авиация специально не помогает армии Сирии, — утверждает политолог Ибрагим аль-Кемали из Бейрута. — Вашингтону плевать, что террористы камня на камне не оставят от древней Пальмиры. Ведь сирийский президент — «плохой парень», да ещё и друг России. Зато едва боевики войдут в Дамаск, для США появится законное основание ввести войска в Сирию для борьбы с «Исламским государством» и таким образом оккупировать страну. Если раньше ООН была против, то теперь все станут этому рукоплескать. Таким образом США поставят под контроль своей армии Сирию и Ирак, а дальше придёт очередь Йемена и Ливии. Америка использует «ИГ» в своих целях: запугав мир террористами, куда проще перейти к интервенции на Ближний Восток.
Романтика террора
Следует также заметить, что у «Исламского государства» попросту великолепно поставлена реклама — согласно лучшим западным образцам. В результате из Европы и Азии в ряды «ИГ», как по налаженному конвейеру, поступают десятки тысяч добровольцев: в их числе российский киноактёр, командир таджикского ОМОНа, лондонские и немецкие школьницы, московская студентка... Ведь это так круто и романтично — будто воевать под знаменем Че Гевары! Граница Турции (кстати говоря, государства — члена НАТО) похожа на дуршлаг — там работает целая «мафия» по переправке групп будущих боевиков на территорию Сирии. Изредка пограничники с большой помпой задерживают от трёх до пяти человек, но это такое же шоу, как и телевойна против «Исламского государства». В реальности ЕС и США ничего не противопоставляют рекламе боевиков, словно нарочно накачивая их отряды свежим пушечным мясом. Мировые телеканалы не заостряют внимание на убитых террористах, и у большинства добровольцев складывается впечатление: ехать на джихад столь же безопасно, как в компьютерной игре пострелять. СМИ только помогают успеху «ИГ» — они рисуют боевиков такими кровожадными зверьми, что при малейшей неудаче в бою иракские и сирийские солдаты разбегаются, смертельно боясь попасть к ним в плен.
— Мы уже делали официальное заявление: почему самолёты ВВС США садятся на аэродромах в Ираке — в тех городах, которые захвачены «ИГ»? — рассказывает экс-глава Корпуса стражей исламской революции Ирана Канани Могхадам. — Нам отвечают: «Это ошибка лётчиков». А потом все наивно удивляются, откуда у «ИГ» взялись современные вооружения. Обратите внимание, что нефтяные скважины, находящиеся под контролем «Исламского государства», никто не бомбит, хотя исламисты получают от них доход в десятки миллионов долларов. Не нужно быть провидцем, чтобы предсказать: США с помощью «ИГ» намеренно ослабляют нефтяные государства: весь Ближний Восток должен перейти под их власть, а Иран обязан увязнуть в войнах в Сирии, Йемене и Ираке. Как после достижения цели справляться с легионом боевиков «ИГ», Америку не волнует: они явно полагают — «как-нибудь да разбомбим». Ну-ну.
Легионы школьниц
Помимо Пальмиры отряды «Исламского государства» на днях захватили почти миллионный город Рамади в Ираке и находятся в 100 километрах от Багдада. До этого 30 тысяч иракских солдат целый месяц штурмовали родину Саддама Хусейна — Тикрит, сражаясь лишь с тысячей (!) боевиков, и заняли его с тяжёлыми потерями. Как только в Багдаде отрапортовали, что победа не за горами, «ИГ», словно издеваясь, тут же вступило в Рамади, и иракская армия даже не отступила — она попросту побежала, оставив на базах новейшие танки и дальнобойные орудия. И тут вторично хочется спросить: простите, что это вообще за война? Что это за постановочный кровавый цирк для телевидения, где армии сильнейших держав никак не могут раздолбать с воздуха легионы вчерашних школьниц, актёров и омоновцев на джипах с пулемётами, а, словно в насмешку, оснащают их современным оружием и пальцем не трогают, когда те маршируют по пустыне к Пальмире? Боюсь, ответа в данном случае я не получу...
Итак, последние успехи «Исламского государства» показывают две вещи. Первая: политика ЕС и США ни к чёрту не годится, халифат лишь разрастается, подминая под себя новые территории и принимая с распростёртыми объятиями новое пушечное мясо из Европы и Азии. Второе: Америка открыто показывает, что использует «ИГ» для более глубокого проникновения на Ближний Восток и контроля над нефтяными регионами: избегая серьёзных авиаударов, помогая «игрушечной войной» распространять метастазы «ИГ» по всему арабскому миру. Осталось лишь понять: как скоро падут Дамаск и Багдад? Увы, это уже неважно — Ближний Восток сейчас посреди прямой дороги в ад. В своё время США доигрались с «Талибаном», что привело к терактам в Нью-Йорке. Но кто сейчас об этом думает?
*Деятельность организации запрещена на территории РФ