Такие мошеннические сайты могут имитировать внешний вид официальной страницы магазина, туроператора, сервиса, отеля, концертного зала. Кроме того, аферисты могут копировать страницы государственных органов, и человек, обращаясь по указанным на них телефонам, в итоге общается с мошенниками.
«Вернуть деньги или получить компенсацию за такую покупку очень непросто, — говорит Козаков. — Вернуть деньги у самих мошенников почти невыполнимо, рассчитывать на это можно, только если полиция их задержит. Также потребовать деньги возможно у оригинального магазина — при условии, что продавец, в итоге обманувший гражданина, юридически имеет полномочия действовать от имени официального магазина (например, пользуется такой же печатью), а сам магазин не следит за тем, какие услуги от его имени предлагают в Сети».
Отличить настоящий сайт от «двойника» можно по некоторым признакам, объясняет эксперт. Во-первых, следует проверить доменное имя при помощи специального регистратора, который поможет сопоставить информацию о владельце домена с нужной организацией. Разница иногда может быть в одной букве: например, домен, согласно сервису, принадлежит Большому театру, а — частному лицу. Также правильность домена можно проверить, посмотрев страницу крупной компании в электронной энциклопедии. Во-вторых, даже наличие ИНН и ОГРН на сайт не дает гарантии, что магазин оригинальный. Иногда обман вскрывается уже на стадии оплаты, когда перед покупателем появляется уведомление о переводе физическому лицу, а не компании.
«Если вы заподозрили сайт в мошенничестве, можно направить жалобу в полицию или прокуратуру, чтобы ресурс заблокировал Роскомнадзор, — добавляет эксперт. — Кроме того, при обнаружении „двойника“ сайта можно направить запрос прямиком официальному магазину. Подобные страницы преступники могут использовать не только для того, чтобы собирать деньги с невнимательных покупателей, но и для фишинга — то есть, сбора личной информации, чтобы в будущем использовать ее в различных схемах обмана».