Кричать — не стыдно! Криминалист о том, как защитить ребенка от педофила

© / Roman Chazov / Shutterstock.com

По данным Генеральной прокуратуры, с 2010 года в России на 44% выросло число преступлений сексуального характера в отношении малолетних. Так, в 2021 году было совершено 16 887 таких правонарушений. Причём страшный факт: более половины таких преступлений совершаются лицом, знакомым ребёнку. К таким неутешительным выводам пришла Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

   
   

Aif.ru пообщался с криминалистом, членом Международной ассоциации содействия правосудию, членом Ученого совета Юридического факультета МГУ Евгенией Крюковой, чтобы выяснить причины таких катастрофических показателей, и как, если не обернуть вспять, то остановить рост таких преступлений.

В первую очередь Евгения Крюкова отмечает, что определённый процент обращений по таким преступлениям может на самом деле оказаться способом достижения меркантильных целей:

— Малолетний ребёнок становится инструментом воздействия на другого родителя. Или близкого человека. Разведённые супруги, раставшиеся пары, внутрисемейные скандалы, связанные с разделом недвижимости, и так далее — во всех этих ситуациях в правоохранительные органы может поступить информация о якобы сексуальном насилии в отношении ребёнка, которое якобы совершает тот, с кем ещё вчера «мы ходили вместе в парк аттракционов», — говорит эксперт.

Во-вторых, на рост статистики может влиять всё большее число таких правонарушений, совершаемых виртуально — в соцсетях и мессенджерах.

— Мы стали шире рассматривать развращающие действия и сексуальные преступления в виртуальном пространстве — фото, развратная переписка. Раньше этого не было в статистике, — рассказывает Крюкова.

   
   

Как и когда детям лучше объяснить, как вести себя в ситуации, которая может стать угрожающей? Чтобы добиться максимально эффективной самообороны, по словам Крюковой, необходимо реформировать школьные курсы ОБЖ:

— Не по двести раз рассказывать, как накладывать ватно-марлевую повязку, а, в том числе используя фото и видео, разъяснять, какие могут быть опасные ситуации — как реальные, так и киберугрозы — как их предвидеть, как себя вести, к кому обращаться за помощью, — разъяснила криминалист.

Она добавила, что, кроме того, в любой школе всегда должен быть высокопрофессиональный специалист-психолог, про которого дети должны знать — и быть уверены, что они всегда могут прийти к этому человеку и рассказать даже про самые серьёзные и страшные свои проблемы.

— А уместна ли в определённых ситуациях медицинская тайна? Ведь, если предположить, что в отношении ребёнка, например, совершают сексуальное насилие мать и отец, и психолог после рассказанного просто посоветует ему обратиться в полицию — мы ведь понимаем, что бОльшая часть детей не сделает этого — в том числе из страха. И их страдания продолжатся, вплоть до того, что ребёнок в конце концов покончит с жизнью, — замечает эксперт.

— Здесь проблема, что важнее — частный или публичный интерес. Разрешить проблему этого конкретного ребёнка — но, нарушив медицинскую тайну, дать понять многим другим детям, что, когда они придут к психологу, нет гарантии, что о рассказанном не узнают иные люди. Думаю, здесь было бы верно говорить о создании института комиссий — когда психолог узнаёт нечто, что, по его мнению, необходимо сообщить в правоохранительные органы для сохранности самого же ребёнка, он созывает комиссию — из школьных преподавателей, других психологов, руководства. И на этой комиссии принимается решение, что и как делать — в том числе удостоверившись в искренности рассказа ребёнка; поняв, что он не повторил то, что ему кто-то заинтересованный сказал озвучить, а рассказал правду — с эмоциями, возможно, со слезами; возможно, со следами побоев на теле или иных признаков того, что с ребёнком действительно случилось несчастье. И тогда комиссия, в том числе убедившись в реальности угрозы, принимает решение о необходимости раскрытия этого факта — и, возможно, некой оперативной помощи.

И напоследок aif.ru попросил Крюкову рассказать, что следует делать ребёнку, если он уже попал в опасную ситуацию — например, оказался в одном подъезде с человеком, который начинает в отношении него совершать угрожающие действия.

— Научите ребенка никуда не заходить с незнакомыми людьми. Громко кричать. Убегать. Звонить во все двери на лестничной клетке. Объясните, что для спасения себя это делать не стыдно. Привлекать внимание как можно большего числа случайных людей. Если пытаются завести в лифт — не доверять, сопротивляться. Удалось вырваться — бежать в какое-то публичное место, магазин, площадь. Самое опасное — если ребёнок всё же окажется в тесном помещении с нападающим, в том же лифте. Тут очень сложно спрогнозировать, как себя правильно вести, ибо любое сопротивление может привести к тому, что нападающий может и вовсе убить ребёнка. Очень сложная и опасная ситуация, которой нужно избегать при любом раскладе — поэтому ребёнок должен сделать всё, чтобы не оказаться в ней. Зашёл в подъезд, увидел незнакомца — значит, иди по лестнице, чтобы он не забежал в лифт вслед за тобой и не нажал на кнопку закрытия дверей.