Не Диснейленд, но всё же
Я выезжаю из Краснодара ещё до восхода солнца, чтобы миновать пробки на трассах, возникающие из-за нескончаемого потока машин в сторону Черноморского побережья. Через три с половиной часа пути за окном показывается Геленджик. Даже рано утром видно, что город-курорт переполнен отдыхающими. Многие из них с детьми, которых нужно развлекать чем-то, помимо пляжного отдыха. Один из вариантов — катание на каруселях, тем более что провести мимо них маленьких туристов почти невозможно.
На окраине Геленджика я замечаю колесо обозрения. Это наглядная реклама и в то же время лучший ориентир для поиска городского парка аттракционов, расположенного на берегу Геленджикской бухты. На часах уже около девяти утра, но по прибытии на место выясняется, что в это время парк ещё не работает. Посетителей здесь ждут только с 11 часов, хотя доступ на территорию развлекательного объекта открыт всегда. В силу расположения он служит проходом с улицы Кирова к пляжу и наоборот. Пользуясь этим, я сразу же начинаю знакомиться с парком.
Это далеко не Диснейленд. Парк невелик по размерам и не может похвастаться большим разнообразием развлечений. Но всё же покататься здесь есть на чём. Хотя многие аттракционы предназначены для совсем маленьких детей, имеется и несколько экстремальных, которые могут заинтересовать даже взрослых. О том, что они щекочут нервы, можно догадаться по самим их названиям — «Адреналин», «Седьмое небо», «Тайфун». А это значит, что и потенциальная опасность у них выше, чем у простых каруселей.
«Мы не боимся»
Задолго до одиннадцати со всех сторон начинают доноситься звуки работающих аттракционов и каруселей, хотя их кресла пусты. Их запускают заранее для проверки работоспособности. Ведь за ночь может многое произойти, несмотря на меры безопасности. Например, вдруг кто-то специально или по пьяной лавочке повредит один из механизмов? Несмотря на то, что сами аттракционы огорожены небольшими заборами, для взрослого человека или подростка это не преграда.
«А вы слышали, что недавно здесь серьёзно пострадала девочка на аттракционе? Вам не страшно после этого?» — интересуюсь я у отдыхающих.
«Да, мы слышали об этом, но не боимся, — признаётся Ирина из Липецка. — Если соблюдать установленные парком правила безопасности, то я думаю, всё будет хорошо. Тем более, мы не катаемся на экстремальных аттракционах. Я боюсь, а дочери ещё рано. А на обычных каруселях ребёнку комфортно и безопасно».
«Мы много раз здесь катались, и ничего, никаких происшествий не было, — включается в разговор спутница Ирины Юлия, которая живёт в Геленджике. — Моя подружка работала на том самом аттракционе, где произошло ЧП. От неё я знаю, что здесь всё очень строго. Каждого пристёгивают, и пока всё не проверят, карусель не запустят. Поэтому я думаю, что просто родители той девочки что-то недоглядели. А ещё есть версия, что она сама отстегнулась, чтобы сделать селфи».
«Экстрим — это всегда риск»
Дефицита персонала в парке действительно не наблюдается. Возле каждого аттракциона стоит оператор, который запускает посетителей, даёт какие-то инструкции, проверяет ремни и другие крепления, если они есть, включает и выключает механизмы. Эти функции выполняют молодые люди и девушки лет двадцати – тридцати в одинаковых оранжевых футболках. Определить степень их компетентности на глаз оказывается очень сложно, но, по крайней мере, они действительно довольно внимательны и действуют уверенно.
«Нет, нет, не-е-е-т», — протяжно и громко вскрикивает школьница в кресле аттракциона под названием «Хип-хоп» почти сразу после его запуска. По её возгласу и гримасе ясно, что ей страшно и она хочет обратно на землю к бабушке. Сотрудник парка сходу это улавливает и нажимает кнопку «Стоп».
Но в любом случае, не всё зависит от рядовых сотрудников парка. Большое значение имеет и поведение самих посетителей. Возле каждого аттракциона для них установлены стенды с правилами безопасности, но не было заметно, чтобы кто-то их читал. В то же время соблюдение правил не поможет, если есть проблемы с техникой. Её внешний вид здесь не вызывает опасений, но кто знает, что там внутри?
Сейчас в парке аттракционов Геленджика не работает только один аттракцион. Это тот самый «Адреналин», где произошёл несчастный случай с 15-летней школьницей. Его запретили включать, пока идёт расследование уголовного дела и продолжаются проверки. На лавочке возле этого злополучного аттракциона я встречаю женщину, которая первая со мной заговаривает.
«Здесь недавно пострадала девочка, она вылетела из кресла и упала рядом с урной, — начинает рассказывать местная жительница Лилия. — А вы знаете, моя дочь здесь тоже каталась… Ей тридцать лет, но она худенькая. Так вот, она сказала, что при её габаритах на «Адреналине» реально можно выпасть. Кресла пластиковые, скользкие, без какого-либо покрытия. Всё время такое ощущение, что ты сползёшь вниз под эту штуку, которая тебя удерживает. Но Ольга говорит, что у кого большая пятая точка, тот будет сидеть, как влитой. А вообще, я считаю, что экстрим — это всегда риск. Всё может произойти, даже если это надёжный аттракцион».
Всему виной безалаберность
По странному совпадению, всего за неделю до несчастного случая в Геленджике губернатор Кубани Вениамин Кондратьев поднял тему безопасности подобного рода развлечений на одном из совещаний. Он отметил, что в Краснодарском крае зарегистрировано более полутора тысяч аттракционов, большая часть из которых работает свыше десяти лет, а некоторые даже и полвека. Кондратьев поручил провести системную проверку всех аттракционов, возложив эту миссию на Министерство ГО и ЧС края. Дело в том, что около года назад в составе этого ведомства было создано Управление государственного надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники. И как раз сейчас его сотрудники проводят масштабную проверку в парке аттракционов Геленджика. Правда, в данном конкретном случае они действуют по поручению Следственного комитета, который выясняет обстоятельства произошедшего ЧП. Сделанные выводы будут приобщены к уголовному делу. Но в любом случае, проблемы, как правило, встречаются одни и те же.
«Нарушения в этом парке уже выявлены, хотя я пока не могу вам сказать, какие, поскольку расследуется уголовное дело, — прокомментировал АиФ.ru начальник одного из отделов Управления надзора за эксплуатацией аттракционов Николай Слюсаренко. — Но основных причин не так много. Согласно общемировой статистике, девяносто процентов ЧП происходят по вине посетителей, пять процентов — из-за ошибок персонала и ещё пять — из-за неисправности техники. Одна из распространённых проблем в том, что на аттракционы пускают людей исходя из возраста. Но это неправильно, ведь большинство заводов-изготовителей прописывают в паспорте аттракциона рост и вес человека, при котором можно безопасно кататься. А эти параметры могут очень сильно отличаться у людей одного возраста. То есть, по сути, зачастую причиной ЧП становится людская безалаберность».
А ещё специалисты жалуются на серьёзные пробелы в правовой сфере. По словам Николая Слюсаренко, на федеральном уровне нет закона в области организации деятельности аттракционов. Поэтому в 2010 году было принято постановление губернатора Кубани № 721 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности посетителей и обслуживающего персонала аттракционов в Краснодарском крае». Теперь осталось только добиться их строгого соблюдения.
Читайте также: Геленджик, Анапа, Сочи. Плюсы и минусы отдыха на российских курортах