Новый самолёт «Байкал», который заменит Ан-2, оборудован парашютной системой спасения. Как она работает?
В аварийных ситуациях из хвостовой части самолёта будет выпускаться парашют, с помощью которого и осуществится приземление. Система, когда парашют спасает весь самолёт ➊, появилась ещё в 1982 г. Используется она в малой авиации. За 40 лет спасла жизни 300 человек.
Но для больших самолётов разработка не годится – ни один парашют не выдержит вес лайнера, да ещё и с пассажирами. Пока существуют только проекты, и спасать будут не весь самолёт, а лишь пассажирский салон.
Так, изобретатель ранцевого парашюта Г. Котельников ещё в 1923 г. предлагал размещать людей в отдельной капсуле, которую в случае аварии сбрасывают на парашюте ➋.
Инженер В. Татаренко в 2010 г. придумал новый тип лайнера: весь пассажирский салон подвешивается к остову самолёта ➌ и в случае опасности от него отсоединяется. Приземляет его парашютная система.
В проекте «Авиаспас» 2006 г. каждый салон самолёта – это отдельный отсек. В критической ситуации хвостовая часть открывается, и салоны-отсеки выкатываются подобно тому, как десантируют военную технику в войсках ВДВ ➍.
Изобретатель Н. Топалов в 2011 г. получил патент на пассажирское кресло, в спинке которого находится парашют ➎. Кресла стоят на рельсах и при аварии автоматически подаются к выпускному люку, где сбрасываются за борт. Главное, чтобы пассажир не забыл пристегнуться к креслу.
Автор самого спорного проекта – молдавский инженер А. Балан. Он предложил за несколько секунд до крушения самолёта распылять в салоне пенистое вещество, заполняющее всё пространство внутри ➏. Предполагается, что может спасти пассажиров при ударе лайнера о землю.