На очередном заседании экспертного совета по защите прав потребителей финуслуг при Центробанке обсудили возможные пути защиты клиентов финансовых организаций от хищения денег путем мошеннических действий. Какие предложения обсуждались на заседании и что о них думают эксперты — в материале aif.ru.
Что будет с переводами на сумму более 10 тысяч рублей?
По информации «Известий», главное предложение заключалось во введении промежуточного счета, где будут храниться деньги до подтверждения перевода. Чтобы подтвердить операцию и отправить деньги дальше, клиенту нужно будет воспользоваться пин-кодом или подтвердить транзакцию каким-либо другим способом. Это касается сумм, превышающих 10 тысяч рублей.
Что за «период охлаждения» предлагает Центробанк?
Учитывая, что мошенники чаще всего используют социологические и психологические приемы для получения от человека конфиденциальной информации: трех цифр на обороте карты, кода подтверждения операции по счету, Центробанк считает, что нужно давать клиенту время осознать его действия.
С этой целью Центробанк подготовил законопроект, который предусматривает заморозку средств на два дня, чтобы отправитель мог трезво посмотреть на ситуацию и при необходимости отменить перевод средств, сообщила «Известиям» пресс-служба регулятора.
Что за список доверенных лиц, которым можно переводить деньги в упрощенном порядке?
Этот способ предложила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Он заключается в составлении списка доверенных лиц, которым можно будет переводить деньги без подтверждения транзакций. Предполагается, что клиенты могут включить в список несколько номеров телефонов, по которым чаще всего переводят деньги. Такие транзакции нужно будет подтверждать кодом из SMS.
Что предлагают сделать, чтобы дела о мошенничестве расследовались эффективнее?
Предложено наладить взаимодействие между клиентами, банками и правоохранительными органами. Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков пояснил «Известиям», что сейчас процедура расследования мошеннических действий затягивается из-за долгой передачи банками сведений по транзакциям. Из-за несвоевременного представления доказательств мошенники успевают запутать движение денежных средств так, что их уже не вернуть.
Костиков считает, что банки должны оказывать содействие своим клиентам и правоохранительным органам. В связи с этим эксперты предлагают направлять заявления о мошеннических действиях через колл-центры банков, чтобы одновременно с ними банк передавал информацию об операциях с деньгами клиента.
Для создания такой системы необходимо реализовать две важные инициативы:
- Создать систему электронного документооборота между Центробанком, банками, правоохранительными органами и судами. Такая схема позволит оперативно замораживать деньги на счетах мошенников по решению суда.
- Внести изменения в законодательство, определив роль банков как защитников клиентов. Если россиянин согласится, чтобы банк представлял его интересы, не нужно будет получать согласие клиента на передачу каждого документа в правоохранительные органы — это позволит сократить время сбора доказательств.
Центробанк напомнил, что Госдума приняла в первом чтении закон о взаимодействии главного финансового регулятора и Министерства внутренних дел по вопросам предотвращения хищений с банковских карт. Предполагается, что МВД и Банк России через систему ФинЦЕРТ смогут оперативно обмениваться подробностями операций и сторонах переводов — в результате планируется пресечение мошеннических действий сразу по цепочке счетов.
Источники:
https://www.interfax.ru/russia/852411