К вопросу защиты Керченского моста, который соединит Крым и континентальную Россию, власти подходят чрезвычайно серьезно.
Такой вывод можно сделать по итогам учебной антитеррористической спецоперации, которая в течение двух дней проходила на строительной площадке.
Как сообщает официальный сайт строительства «Крымский мост», в учениях были задействованы силы оперативной противодиверсионной группы Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота ВМФ России, Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, МВД и подразделения транспортной безопасности строительства.
Основные действия разворачивались в проливе недалеко от керченского берега и в районе фарватера в Керчь-Еникальском канале.
Согласно легенде первого дня учений, условные террористы на катере подходили к участку, где идет укрупнение и сборка судоходных арочных пролетов Крымского моста с целью закладки мощного взрывного устройства.
Судно-нарушитель было обнаружено на подходе к объекту, все, кто находился на его борту, были задержаны и переданы территориальным органам МВД и ФСБ России для дальнейшего разбирательства.
Легенда второго дня учений гласила — условными террористами в порту Камыш-Бурун захвачен буксир, на котором диверсанты намерены подойти к фарватерным опорам с целью их минирования.
На перехват был выслан противодиверсионный катер Черноморского флота «Раптор» и пограничный сторожевой катер береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым. Спецназ обезвредили диверсантов на борту буксира до подхода к опорам.
«Может выдержать и землетрясение выше 9 баллов»
В настоящее время к обеспечению безопасности на строительстве привлечены ФГУП «УВО Минтранса России», отделы полиции Тамани и Керчи, подразделения транспортной безопасности ООО «СГМ», а также силы Черноморского флота, Пограничных управлений ФСБ России по Республике Крым, Краснодарскому краю, территориальные органы МВД и ФСБ России. Круглосуточное наблюдение за объектами строительства ведется при помощи 200 камер.
Мост через Керченский пролив будет прикрыт от атак с моря, воздуха и берега, заявил первый заместитель начальника ФКУ Упрдор «Тамань» Виталий Вересович. При этом он заметил, что взорвать мост диверсантам будет трудно даже теоретически.
«Конструктив моста таков, что может выдержать и землетрясение выше 9 баллов. С учетом этого применение взрывчатых веществ с целью вывода моста из строя значительно затруднено», — приводит слова Вересовича сайт проекта «Крымский мост».
Таран 2016 года не повторится?
Вопрос о безопасности моста привлек к себе внимание в марте 2016 года, когда на строительстве произошел серьезный инцидент.
В результате нарушения турецким сухогрузом установленного маршрута движения в ночь с 19 на 20 марта были нанесены повреждения конструкциям строящегося моста.
В 23:25 мск теплоход «Лира» под флагом Панамы, принадлежащий компании Turkuaz Shipping Corp, при следовании по Керчь-Еникальскому каналу отклонился от рекомендованного пути в районе буев 21 и 23а, а затем произвёл навал на конструктивные элементы рабочего моста № 2.
В результате столкновения уничтожена опора номер 80, в том числе сваи диаметром 1020 мм и длиной 58 метров, ригели и оголовки. Пострадали отдельно забитые маячные сваи, ещё две соседние опоры получили повреждения.
Руководители строительства сразу заверили, что замена опор не повлияет на сроки сдачи сооружения.
Проверка обстоятельств инцидента показала, что речь в данном случае шла не о диверсии, а об ошибке экипажа. Однако встал вопрос: а насколько будет защищен от недоразумений и чьего-то злого умысла основной, а не рабочий мост?
«Опоры судоходного пролёта основного моста, согласно проекту, будут защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями — палами. Они будут построены из металлического шпунта с каменной засыпкой и железобетонным оголовком», — сообщили в Управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».
«Мы имеем полное право его разбомбить»
Мосты — это объекты стратегического значения, и к вопросам их безопасности всегда повышенное внимание. К мосту в Крым внимание это тем более повышенное, что на Украине разговоры о проведении диверсий против него ведутся открыто.
Так, например, один из руководителей запрещенного в России «Меджлиса крымско-татарского народа» Мустафа Джемилев заявлял в 2015 году: «Опять же, само по себе возведение там моста незаконно, и в разрезе всех событий мы имеем полное право его разбомбить».
Источники в силовых структурах Украины сообщают, что планы диверсий рассматриваются на уровне Генштаба ВСУ. В числе возможных сценариев — таран, минирование опор боевыми пловцами, подрыв груженого взрывчаткой судна во время прохождения под мостом, подрыв грузовика во время движения по мосту.
В марте 2017 года тема уничтожения моста в Крым всплыла в эфире «Радио Свобода», где ее в программе «Грани времени» обсуждали известный российский журналист-оппозиционер Владимир Кара-Мурза (старший), его коллега Михаил Гохман и экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.
«По-моему, хватит одной мины или бомбы, чтобы его разрушить, — заявил Кара-Мурза, — Один самолет — и все».
«Действительно, как военный объект мост достаточно уязвим для уничтожения. Есть средства — с берега дальнобойным ракетным оружием, корабли (но с кораблями у нас сложно) или самолеты. То есть имеются возможности. И объект такой протяженности достаточно сложно прикрывать», — подтвердил украинский генерал Романенко.
Ганапольский против энергомоста: «Подплывет кто-то в акваланге, положит взрывчатку и это взорвет»
«Диверсионная риторика» вообще очень популярна у деятелей, некогда успешно работавших в России, а теперь перебравшихся на Украину.
В ноябре 2015 года известный журналист Матвей Ганапольский в эфире телеканала NewsOne обещал, что строящийся на тот момент энергомост в Крым будет уничтожен украинскими патриотами-диверсантами: «Что бы ни было сделано Российской Федерацией в отношении обустройства Крыма, это все будет взорвано, распилено, уничтожено и брошено. Теми, кто с этим мириться не будет. Это не свои украдут. Проложат они какой-то кабель. Ну, не будут же они его по всей длине охранять — обязательно подплывет кто-то в акваланге, положит взрывчатку и это взорвет. Я просто понимаю, ощущаю, что никто не простит и не забудет».
Первая нитка энергомоста была запущена 2 декабря 2015 года, а на полную мощность он был выведен 11 мая 2016 года.
Не исключено, что вдохновленные Ганапольским диверсанты действительно пытались нанести ущерб объекту, но те, кому положено его охранять, дело свое знают хорошо.
Мнение эксперта:
- Конструкция моста - это многопролётная балка на промежуточных опорах, выполненная из металла и железобетона. Её опорная часть представляет собой сваи 3 видов: металлические, железобетонные и буронабивные. Пролётное сооружение укладывается на эти сваи. Оно выполнено из металла и железобетона. Прочность проезжей части полотна рассчитывается таким образом, чтобы мост выдерживал землетрясение 9 баллов.
Кроме того, при строительстве будут выполнены антидиверсионные мероприятия. Они будут сделаны как на самом сооружении, так и на подъездных частях дороги. На суше такие меры будут выполнены за счёт заграждений и охраны. В воде - это соответствующие отбойники и тому подобное. Могу сказать, что взорвать такую конструкцию - это в принципе сложное мероприятие. Будем надеяться, что такая идея никому в голову не придёт.