В России банки станут анализировать больше сведений о финансовых операциях россиян, применяя системы «антифрод» («антимошенник»), рассказали aif.ru эксперты. Они предупредили: счета россиян могут заблокировать, если банки сочтут активность клиентов подозрительной, а звонки на их номера — мошенническими.
Большой банк следит за нами
«Тем не менее банки смогли вернуть пострадавшим клиентам 1,38 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2022 году, — рассказал Щербаченко. — Банк России выявил и заблокировал 575,7 тыс. телефонных номеров для предотвращения телефонного мошенничества. Доля мошенничества через мессенджеры выросла почти в два раза и составила 22,5%. Самая частая сумма ущерба от действий мошенников — 20 тыс. руб. в 64,1% случаев».
Как самому не прослыть мошенником
«Банки мониторят операции клиентов и могут заблокировать карту при подозрении на необычную активность, — рассказал вице-президент АО „Первоуральскбанк“ Анатолий Фарафонов. — Например, операции по зачислению средств между физлицами на сумму свыше 100 тыс. руб. в день или более 30 переводов в сутки также рассматриваются, как подозрительные, если деньги после перевода покидают счет в течение короткого времени, а баланс на карте всегда близок к нулю. Теперь на особом контроле будут переводы, совершаемые после телефонной активности клиентов».
Экономист пояснил, что с 25 июля 2024 года вступает в силу приказ Центробанка, увеличивающий количество критериев подозрительных транзакций. Теперь банки могут блокировать такие транзакции без сообщения пострадавших клиентов о мошенничестве, даже если данные о счетах злоумышленников не были переданы в базу данных Банка России, а остались только во внутренней базе кредитной организации.
Время невразумительных историй
«Сейчас в топ легенд мошенников входят „представитель сотового оператора“ с рассказом об окончании срока действия сим-карты, а также — „сотрудник единой медицинской службы“ с сообщением о необходимости сделать флюорографию, — предупредила Храпунова. — Часто встречаются истории со звонками о перерасчете пенсии, обновлении данных для налоговой, а также передаче документов в МФЦ. Мошенники следят за новостной повесткой, поэтому схемы обновляются ежедневно».
Пока еще не панацея
Антифрод-системы уже стали неотъемлемой частью нашей финансовой жизни, пояснила доцент Финуниверситета при правительстве РФ Наталия Ковалева. Они встроены в «процедуры» банковских клиентских операций, но защищают не от всех рисков.
«Отдельный вопрос — так называемые случаи „кражи личности“, — сказала Ковалева. — В данном случае с оператором банка общается „клон“ клиента с его номера и даже голосом, что позволяют синтезировать современные цифровые системы. Снижению таких рисков во многом способствует финансовая и цифровая грамотность. К ней относятся: критическое отношение к любым звонкам из банков не с официальных номеров, особенно, с мобильных. Также нельзя переходить по ссылкам в письмах, смс или мессенджерах».