Роковая ошибка?
62 человека погибли в авиакатастрофе в Ростове-на-Дону в ночь на субботу, 19 марта. В основном это были жители Ростовской области и соседних регионов, а также граждане Украины, Индии, Испании, Кипра, Колумбии, Киргизии, Узбекистана и Сейшельских островов.
Пока психологи МЧС работают с родственниками погибших, которым предстоит пройти процедуру опознания разбившихся близких с помощью анализа ДНК, следствие пытается установить причины катастрофы. Выдвигаются две основные версии - техническая неисправность самолёта и человеческий фактор - ошибка пилота в сложных погодных условиях.
Как известно, в ту ночь над Ростовом-на-Дону бушевал сильный ветер и шёл снег. В этих условиях перед самолётом эмиратской компании Flydubai в ростовском аэропорту совершили посадку два аэробуса - из столичного «Домодедово» и из Худжанда (Таджикистан). Экипаж рейса FZ981, сначала зайдя на посадку, принял решение уйти на второй круг. Следовавшие за ним ещё два борта вообще улетели на запасной аэродром в Краснодар.
Покружив около двух часов над Ростовом, экипаж, которым руководили опытные пилоты (они, кстати, уже садились в ростовском аэропорту), запросил разрешение на посадку. Но вместо приземления случилось падение...
«В 2.30 в аэропорту всё шло, как обычно, только почему-то откладывали вылет московского рейса, - рассказывает писатель Данил Корецкий, вылетавший в эту ночь из Ростова. - Но около 4 часов сотрудница аэрослужбы попросила пассажиров, ожидающих вылета, поставить в списках против своих фамилий номера телефонов. Стало ясно: что-то пошло не так. Люди полезли в Интернет, и через несколько минут по залу неслышно расползлась ужасная весть: в начале полосы разбился при посадке борт из Дубая. Никто не слышал взрыва, не видел вспышки. Вскоре всем предложили выйти и забрать багаж: аэропорт закрыт. Одна за другой подъезжали машины «скорой помощи», появились плачущие, обезумевшие от горя родственники погибших. Осведомлённые люди называли фамилии известных в городе людей...»
Этим рейсом летели известный ростовский врач, депутат областного Заксобрания И. Пакус с женой, близкие родственники главы Аксайского р-на М. Бевзюк и В. Бевзюк, известный хирург О. Чистяков, директор Департамента ЖКХ Новочеркасска С. Безгласный.
«Запрещаю отчаяние!» - сказал недавно Игорь Пакус, отвечая на вопрос о том, чего он себе никогда не позволяет. Поработав хирургом и акушером в сельских и городских больницах, он потом возглавил одну из крупнейших областных больниц, где принимают рожениц с различными патологиями. По словам знавших его людей, этот человек с несгибаемым внутренним стержнем, мудростью и сдержанным спокойствием, казалось, способен победить любую беду и найти выход из любой ситуации. Но в ту роковую ночь, в падающем самолёте, выхода просто не было.
«Я никогда не состарюсь, буду всегда молодой и красивой», - любила повторять 26-летняя Олеся Караванцева из Анапы. Она и не подозревала, что эти слова станут пророческими. По словам её друзей и знакомых, Олеся была очень приветливой, доброй девушкой, поддерживала со всеми хорошие отношения. По слухам, у родителей Олеси в Анапе небольшой бизнес. Сама она решила заняться своим делом и, видимо, в Дубай летала за покупками.
Тем же рейсом возвращались с отдыха супруги Карпенко из Урюпинска Волгоградской обл. - 44-летняя Ирина и её 48-летний муж Николай. Сиротой осталась 19-летняя дочь, студентка Волгоградского медуниверситета. Ирина работала в Урюпинской райбольнице, возглавляла службу медсестёр, Николай, отработав в силовых структурах, после выхода на пенсию устроился на предприятие менеджером. Семья давно мечтала о романтическом отдыхе на одном из лучших мировых курортов и постепенно откладывала деньги на турпутёвки. Друзья, коллеги, которые ещё недавно по-доброму завидовали отдыху супругов в жарких Арабских Эмиратах, сегодня глубоко скорбят в связи с трагической гибелью Ирины и Николая.
Единственная выжившая пассажирка этого рейса - Эльвира Исаева из Таганрога. Два года назад она бежала в соседнюю Россию от войны из Донецка. Но выжила она только потому, что в последний день перед отлётом отмечала в Дубае день рождения подруги, засиделась допоздна в кафе, вернулась в отель поздно, а утром опоздала на автобус до аэропорта. В первом списке погибших пассажиров оказалась и её фамилия. Но потом выяснилось, что девушка чудом избежала гибели...
Почему не закрыли аэропорт?
Одна из версий причин катастрофы - шквалистый ветер, при котором посадить самолёт было нельзя. Почему же в этом случае аэропорт не закрыли?
Всех диспетчеров аэропорта Ростова-на-Дону сразу проверили на алкоголь. Все оказались трезвы. «Это стандартная процедура после любого ЧП, - рассказал «АиФ» на условиях анонимности диспетчер одного из аэропортов Юга России. - Почему-то считается, что мы тут все выпиваем и роняем самолёты. Это ни разу не было подтверждено. Может возникнуть вопрос: как диспетчеры могли разрешить сесть в таких погодных условиях? Диспетчер не может запретить! Он лишь докладывает на борт обстановку и параметры, отвечает на вопросы экипажа, уточняет их возможности. Но решение принимает командир судна».
«По старым правилам аэропорт должны были закрыть по метеоусловиям. Но мы уже около 20 лет работаем по международным стандартам. Диспетчер и наземные службы могут закрыть аэродром, только если на взлётно-посадочной полосе есть предметы, препятствующие посадке, или не работают наземные навигационные приборы», - подтвердил Сергей Ковалёв, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров.
Снесёт ли ветер самолёт?
Возможна ли вообще катастрофа из-за сильного ветра?
«Одной из причин трагедии называют «сдвиг ветра». Сейчас даже начал действовать международный стандарт, по которому новые воздушные суда должны быть оборудованы устройством, сигнализирующим о сдвиге ветра, - объясняет Анатолий Павленко, бывший замруководителя департамента лётных стандартов гражданской авиации Минтранса. - Явление опасное, особенно на малых скоростях, когда самолёт идёт на посадку. Но авиапроисшествия, причиной которых был сдвиг ветра, очень редки. Обычно они приводят к грубому приземлению или посадке до полосы…»
«У каждого типа самолёта свои ограничения по силе ветра. Для одних 12 м в секунду критичны, другие садятся и при 17 м, - говорит Анатолий Клопов, лётчик-исследователь. - Но в любом случае решение принимает командир. Возможно, причиной катастрофы стал отказ пилотажного навигационного оборудования».
Появилась и версия о том, что у самолёта заклинило руль высоты. Ответы даст расшифровка чёрных ящиков.
Зачем садились?
Почему пилот не увёл самолёт на запасной аэродром в Краснодар? Зачем кружил около двух часов, выжидая возможности сесть в Ростове?
«Что бы я делал в подобной ситуации? Без сомнения, ушёл бы на запасной аэродром, - заявил «АиФ» Андрей Литвинов, лётчик, командир экипажа. - Если есть хоть малейшая опасность для пассажиров, надо принимать альтернативные решения. В таких случаях лучше перестраховаться и не испытывать судьбу. В моё время к управлению большими самолётами не пускали без опыта малой авиации, опыта второго пилота, только после этого самым лучшим доверяли большие лайнеры. Сейчас таких требований нет, приходят молодые и ретивые. А ещё хуже - самонадеянные».
Говорят, что командир экипажа не ушёл на запасной аэродром из-за возможной финансовой потери. Но в Flydubai заявили, что такого распоряжения пилоту не давали. Решение садиться он принял самостоятельно. В результате оно стоило не денег, а жизней... Что касается компенсаций, авиакомпания заплатит родственникам за каждую жертву по 20 тыс. долл., по 1 млн руб. выплатят за каждого погибшего Ростовская, Волгоградская обл., Краснодарский край и Москва.
Материалы подготовили: Индира Кодзасова, Татьяна Богданова, Татьяна Кузнецова, Георгий Зотов, Людмила Кравченко, Ирина Белоцерковская («АиФ на Дону»), Лариса Шеремет («АиФ — Нижнее Поволжье»), Фатима Шеуджен («АиФ-Юг»).