Михаил Фалалее, aif.ru: — Юрий Николаевич, из СМИ стало известно, что в Санкт-Петербурге задержан гражданин Украины Александр Цепелев, который по заданию членов запрещенной в РФ организации «Правый сектор» занимался производством и сбытом наркотических средств. Он какое-то время работал у нас в стране, затем вернулся в родной Мариуполь и там был завербован нацистами. Эта история — частный случай или уже прослеживается некая тенденция?
Юрий Жданов: — Это — яркая иллюстрация беспрецедентной масштабной «наркодиверсии», совершаемой преступным киевским режимом в отношении граждан нашей страны. Да и против своей — тоже. Предположу, что Цепелев может поселиться в тюрьме на всю оставшуюся жизнь.
Уже очевидно, что на Украине наркотрафик и наркопроизводство из группы общественно опасных общеуголовных преступлений трансформировались и стали угрозой национальной безопасности Российской Федерации. И это касается не только наркотрафика. Вооруженный конфликт на Украине предопределил всплеск общеуголовной преступности.
Даже помогающие Украине международные эксперты и иностранные «дружественные партнеры» были возмущены беспрецедентным уровнем алчности коррумпированной киевской «элиты», закрывшей глаза на массовую распродажу через коммерческие торговые центры поступающей бесплатной гуманитарной помощи. Высший пилотаж криминального беспредела украинской оргпреступности, курируемой киевским режимом, — продажа через интернет, в том числе в даркнете, поступающего от «благотворителей» оружия и боеприпасов, а также наркопродукции, массово производимой в украинских нарколабораториях.
— Европейцы как-то отреагировали на этот криминальный шабаш?
— Интерпол и Европол были вынуждены публично выразить обеспокоенность всплеском украинской оргпреступности, угрожающей безопасности Европы, и сделать соответствующие официальные заявления.
Так, в июле 2022 года Еврокомиссар по внутренним делам Ильва Йоханссон объявила на неформальной встрече министров внутренних дел ЕС в Праге о намерении открыть в Кишиневе центр по борьбе с контрабандой оружия, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и нелегальной миграцией из Украины.
По данным ООН, озвученным в докладе за 2022 год, «число зарегистрированных подпольных лабораторий на Украине значительно увеличилось: с 17 ликвидированных лабораторий в 2019 году до 79 в 2020 году. 67 из этих лабораторий производили амфетамины, по сравнению с пятью в 2019 году, — наибольшее количество ликвидированных лабораторий, зарегистрированных в любой стране в 2020 году».
— И продукция этих «фабрик дури» идет в Россию?
— Большая ее часть. По данным МВД России, доля украинских синтетических наркотиков, транспортируемых в нашу страну в 2021 году, составила 60%, в то время как в 2014 году — 5%. Активизировалась деятельность «нарко-эмиссаров» в приграничных с Украиной российских регионах (Белгородская, Курская, Брянская, Воронежская, Ростовская области и другие).
За период с 2014 по 2021 год было выявлено и задержано 7,2 тысячи граждан Украины, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Напомню, в 2017 году российские правоохранители пресекли деятельность печально известной украинской ОПГ «Химпром», созданной в 2014 году. Масштаб деятельности впечатляет: лаборатория производила до 500 кг синтетических наркотиков в неделю, численность ОПГ достигала тысячи человек, значительная часть которых — граждане Украины; годовой оборот предприятия, по оценкам экспертов, достигал 2 миллиардов (!) рублей. В ходе спецопераций российских спецслужб и МВД России было ликвидировано более 500 подобных лабораторий.
— В чем особенность нынешних украинских группировок, специализирующихся на наркотиках?
— Их деятельность осуществляется под чутким руководством кураторов Службы безопасности Украины (СБУ), которые, прикрываясь «государственными интересами», организовали массовую наркодиверсию против российской молодежи. Ну и, конечно, они не забывают себя любимых — отмывают деньги, полученные в результате преступной деятельности, через аффилированные украинские банки, обогащаясь лично и направляя значительную часть средств на финансирование запрещенных в РФ экстремистских и террористических организаций.
Как правило, потенциальных наркокурьеров вербуют в онлайн-сети, обещая высокую зарплату в сфере «транспортной логистики» на территории России. Безработные украинцы с радостью соглашаются на работу в нашей стране, не всегда осознавая преступный характер предстоящих поручений.
Диапазон трудовой занятости новоиспеченных наркодельцов достаточно широк, но в целом разделен на две крупные сферы. Первая — непосредственно организация нарколаборатории и производство наркотических веществ. Вторая — транспортная логистика, включающая ввоз на территорию России крупных партий синтетических наркотиков, доставка в обозначенные кураторами города и осуществление «закладок», транспортировка и размещение этих «закладок», расфасовка на более мелкие партии для сбыта в розницу.
— Трудно поверить, что приезжие украинцы настолько наивны, что не понимают, что совершают преступление. Тот же Цепелев — отнюдь не невинная жертва коварных вербовщиков.
— Поначалу многим ничего конкретно и не говорят. Понимание приходит потом, когда человек уже увяз и отступать поздно и просто страшно.
— Кого-то набирают просто по объявлению и используют «втемную». Но ведь кого-то из будущих «наркобаронов» готовят и более основательно?
— Опросы украинских граждан, задержанных и осужденных за участие в незаконном наркотрафике и отбывающих наказание в российских исправительных учреждениях, как и в случае с Александром Цепелевым, показали, что преступную деятельность наркодилеров, направляемых в РФ, курируют представители запрещенных в России организаций — «Правый сектор», «Азов» и других. Значительная часть украинских наркокурьеров была также завербована представителями СБУ. Некоторые из украинских новобранцев, вербуемых в «наркослужбу», в ходе собеседования с заказчиками из СБУ даже проходили проверку на полиграфе!
— Интересно, на Украине наркодельцы чувствуют себя комфортно?
— Вполне. Уголовная политика на Украине в отношении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ оценивается как либеральная.
В июне 2022 года правительство Украины поддержало законопроект «О регулировании оборота растений рода конопли (Cannabis) в медицинских, промышленных целях, научной и научно-технической деятельности для создания условий расширения доступа пациентов к необходимому лечению онкологических заболеваний и посттравматических стрессовых расстройств, полученных в результате войны».
По мнению независимых украинских экспертов, на территории Украины фиксируется активная «каннабизация» украинских земель, проводится активная работа активистами общественных организаций, работающих по западным грантам «Фонда Сороса» по легализации ряда наркотиков. Количество потенциальных потребителей медицинского каннабиса на территории Украины оценивается в 2 миллиона человек. Легализацию наркотиков на Украине горячо поддерживают, безусловно, члены ОПГ, представители ветеранских и националистических организаций.
Да и вообще, стоит ли говорить об эффективности борьбы с наркопреступностью на Украине, когда остается актуальным вопрос о наркозависимости самого президента Владимира Зеленского, что являлось предметом специального расследования комиссией в ходе его предвыборной кампании! Что характерно, результаты расследования засекречены. А значительная часть украинских военнослужащих в массовом порядке испытали на себе эффект воздействия синтетических наркотиков в ходе участия в боевых действиях.