Дело пернатых. Как на Украине вновь появляются мины после разминирования

Жители Харьковской области все чаще жалуются на мины «лепестки», которые попадаются им как в огородах частных домов, так и прямо посреди города. 

   
   

Пернатые работают на русских?

Больше всего жалоб из Изюма. Там «лепестки» находят на территории, которая официально считается разминированной и проверенной МЧСниками. Людям говорят, что это птички переносят и «минируют» по второму разу. Такие несознательные твари божьи, что «работают на русских». 

На них списали историю в Балаклее, когда 49-летняя женщина подорвалась на «лепестке» в центре города, около супермаркета. И в Изюме — там 29-летняя девушка наступила на мину посреди городского рынка. Места людные, проходные, и противопехотные мины, даже самые незаметные, долго там пролежать не могли. 

Чтобы никто не сомневался в этой версии, местным СМИ выдали эксперта из Харьковского зоопарка — заместитель заведующего культурно-просветительским отделом! И этот просветитель Дмитрий Стрелков с упоением рассказывает, что вес «лепестка» 80 грамм, а как раз столько способна ворона поднимать и нести в клюве. Значит, и спорить не о чем, противопехотные мины переносят именно вороны. Дескать, обычно эти пернатые очень настороженно относятся к людским изделиям, но в наше время стали беспечными. 

Кандидат биологических наук, орнитолог Татьяна Атемасова менее категорична в своих оценках. Говорит, что теоретически поднять что-то с земли и понести на новое место способны галки, сороки и вороны. Но вес в 80 грамм осилить могут только очень крупные лесные птицы — вороны и грачи. Однако опыта наблюдения за этим процессом у специалистов нет, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть версию саперов они не могут. 

Если не птицы, то подростки

В ГосЧС (аналог нашего МЧС) рассказывают, что птички могут не только под ногами «минировать», но и кидать свой груз так, что он застревает в ветках деревьев. Или остается на крышах домов — высота здания не имеет значения.

На прошлой неделе такая мина взорвалась на крыше многоэтажки в поселке Чкаловское, который находится между Балаклеей и Чугуевым. В последнем большая база ВСУ еще со времен АТО, то есть с 2014 года. Ну, а Балаклею ВСУ заняли в сентябре прошлого года. Сейчас до линии соприкосновения из Чкаловского ой как далеко, а год назад это была практически передовая. Совершенно точно там тогда было дистанционное минирование, но после этого саперы уже несколько раз обследовали дома, и эту многоэтажку в том числе. 

   
   

«В Борщевой (недалеко от Липцев — прим. ред.) местная пенсионерка посадила грядку лука. На следующий день вышла, а там уже мина лежит. Она вызвала саперов, и саперы мину обезвредили. Она говорит: “Вчера сажала — еще ничего не было”. Вот просто птица принесла и бросила», — не моргнув глазом, рассказывает очередную удивительную историю начальник части ГсЧС Игорь Овчарук.

Правда, всё-таки черезвычайщикам пришлось признать, что это может быть дело рук человека. Грешить решили на неразумных подростков. Мол, играют «лепестками», не соображая, что делают. Овчарук вспоминает февральскую историю из Изюма, когда семеро подростков 14-17 лет нашли где-то «лепесток» и принесли ее в центр города на остановку. Поиграть. Но один парень выронил мину, произошел взрыв, и подростки получили осколочные ранения.

Банальный схематоз?

По началу все ЧП с минами и опасные находки в области списывали на русских. Но учитывая, что с сентября прошлого года наших там нет, это становится делать все труднее. Рассказы о том, что россияне минировали территории, которые и контролировали, звучит фантастически даже для очень патриотичных украинцев. Впрочем, некоторые до сих пор верят, что массовая детонация мин весной 2023 года — эхо событий лета 2022 года. Им говорят, что все «лепестки» лежали себе спокойно под снегом и грязью, а когда потеплело, начали взрываться. Но даже такие доверчивые граждане Украины начинают спрашивать, почему же эта схема не работает в случае с воронами? Скептики еще спрашивают, почему, например, в Донецке вороны брезгуют «лепестками» и после разминирования по второму кругу их не разбрасывают? Или в сторону Белгородской области не летают «заминированные» пернатые? 

В общем, спихнуть на русских не получается — харьковчане прекрасно знают, что наших военных там нет. И даже вариант с дистанционным минированием не работает — далековато будет от позиции ВС РФ. А вот ВСУ щедро рассыпает «лепестки» не только в Донбассе, о чем прекрасно осведомлены все жители новых территорий. Они горазды минировать и свои леса, поля да города, в страхе перед приближающимися российскими военными. В том же Изюме и Балаклее, оставшиеся местные жители лично видели, как это происходит и даже пробовали жаловаться заезжим иностранным корреспондентам. Но им, как водится, решили не поверить, потому как не укладывается в генеральную линию пропаганды. 

Теперь в Харьковской области народ усиленно смотрит под ноги и ждёт новых сюрпризов от «освободителей» из ВСУ. «Возле дома сестры, на проверенной территории, противотанковая мина попалась. Видимо, крот принёс», — пишет Сергей в местном форуме. Ему предлагают грешить всё же на аистов или ждать пока тот какой-нибудь фугас не принесёт — в хозяйстве все пригодится.

А между тем, вырисовывается отличная схема воровства денег. Сначала берут у «западных партнеров» валюту на минирование. Потом — на «разминировании». Бюджеты под это дело получают, осваивают, а затем «вороны опять минируют». Не зря же на днях вице-премьер Ирина Верещук попросила у Запада еще 40 миллиардов долларов на разминирование.