Пропил квартиру
Антону 49 лет, и он — москвич. Бывший, если можно так сказать. Сейчас он живет в приюте для бездомных в Московской области. Шесть лет назад Антон подписал по просьбе знакомого риелтора Серого «какие-то странные документы» для продажи своей «однушки» возле метро «Каширская».
— Я не сразу стал бомжом. Сначала у меня была семья, заботливые родители, — «кхекает» он. — Двадцать лет назад я пришел с армии, устроился на работу и стал выпивать по выходным, затем каждый день. Родители уговаривали меня бросить, а я их успокаивал, мол, ничего страшного со мной не происходит, думал, что могу остановиться в любой момент.
Через несколько лет родители умерли. Антон с горя стал пить, попал под машину, сломал ногу, потерял работу. Запил еще сильнее. Появились долги по «коммуналке» и новые «друзья». Один из них представился риелтором.
— Он говорит: «А давай твою квартиру поменяем на студию меньшей площади?» Этот мужик, Серый, доверие вызывал, и я согласился. Подписал что-то, — вспоминает Антон.
После этого Серый стал возить к нему «канистрами алкоголь» и вскоре подселил двух «квартирантов». Через какое-то время они и выселили Антона на улицу.
— Они мне сказали: «А квартира-то не твоя! Чем ты думал, когда подпись в документах ставил?» И все, не докажешь уже ничего. Я сам виноват: жил одним днем, вернее, одной бутылкой, — сокрушается Антон.
Сами виноваты?
Почти каждый второй бездомный остался без жилья «благодаря» своему беспробудному пьянству, рассказывает руководитель сети приютов для бездомных «Ной» Емилиан Сосинский. Но встречаются и единицы вполне социализированных людей.
— У нас в приюте жила 82-летняя бабушка. Вежливая, культурная, с высшим образованием. Как лишилась жилья — непонятно, — говорит Емилиан Сосинский.
Мы все ждали, что у нее дети или внуки объявятся, а она вдруг умерла.
Телефон старушки передали ее соседке по комнате. И через пару дней эта женщина подбежала к Емилиану с жалобой: «Мне звонят какие-то люди... И, когда узнают, что она умерла, начинают вопить: „А кто мне долг отдаст!“»
— Скорее всего, бабушка была мошенницей, так и стала бездомной, — продолжает Емилиан Сосинский. — Долги у нее остались огромные.
В приюте другая пенсионерка из Мытищ всем рассказывала, что жила с сыном и его женой, пока сын не погиб. «Тогда невестке и внуку отошла часть нашей квартиры по наследству, а я подписала что-то не то, и она меня выгнала», — всхлипывала бабушка.
— Если такой случай действительно был, значит, перед этим бабушка избивала невестку или подсыпала ей в чай яд, — резюмирует Сосинский. — Зачастую люди виноваты сами! Бездомным стать не так просто.
Брак с покойницей
Но случаи бывают разные. Некоторые люди готовы на все ради квартиры в Москве. Некий Николай П. (имя изменено) «женился» на покойнице ради того, чтобы завладеть ее жильем на улице Инессы Арманд, что рядом с Битцевским парком (ее стоимость составляла 12 миллионов рублей).
С помощью поддельного свидетельства о браке «несчастный» вдовец предъявил документы на вступление в наследство. Однако жилплощадь находилась под арестом, и сделать это не удалось. Позже схему раскрыли, а в отношении незадачливого жениха было заведено уголовное дело.
А в прошлом году мошенники, представившись сотрудниками Центробанка России и ФСБ, заставили пенсионера продать квартиру в районе метро «Теплый Стан», оформить кредит и перевести им сбережения под предлогом сохранности денежных средств. Общий ущерб составил свыше 12 миллионов рублей.
Таких случаев множество. Официальный представитель МВД России Ирина Волк сообщила, что недавно в столице сотрудники уголовного розыска задержали двадцать участников преступной группы, которым удалось присвоить восемь столичных квартир на сумму более 80 миллионов рублей.
Для этого умельцы разработали целую схему. Их интересовали квартиры, владельцы которых долгое время там не жили.
— Под видом собственников и покупателей на основании подложных документов фигуранты оформляли договоры купли-продажи жилья. Затем подавали документы в регистрирующие органы и оформляли право собственности, — рассказала Ирина Волк. — После того как обман был раскрыт, полицейские задержали организаторов и участников криминального бизнеса, некоторые из которых ранее судимы за аналогичные преступления.
Далее по классике — орудия преступления (подложные документы, договоры купли-продажи квартир, средства связи, банковские карты и пр.) изъяты. Возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Опасно для жизни
— С 2010 по 2020 год годовой рынок подобных незаконных сделок оценивался примерно в пятьсот миллиардов рублей, — продолжает Соловьев. — После и во время пандемии история немного замедлилась, а сейчас вновь набирает обороты. По разным оценкам, сейчас в районе трети сделок с недвижимостью может находиться в «черном» секторе. Раньше была половина и больше.
Это высококриминальный бизнес, уверяет юрист. Не все подобные преступления становятся достоянием официальной статистики. Многие пострадавшие уезжают в деревню, кто-то спивается, а кого-то и вовсе убивают или пичкают психотропами. Самым популярным сопутствующим преступлением является подделка документов (например, завещаний и т. д.).
— Нужно понимать, что полную ответственность за это сейчас несет нотариус. Риелтор лишь подбирает и оценивает недвижимость, сотрудники МФЦ регистрируют документы, — объясняет Иван Соловьев. — А нотариус — основное звено. Он либо нарушает правила, либо находится в сговоре с тем, кто осуществляет «черные» сделки.
К примеру, если перед служителем закона пенсионер, который распоряжается своим жильем, нотариус должен задать те вопросы, которые смогут выяснить, добровольно ли он действует, отдает ли себе отчет в том, что делает.
— Есть признаки, которые свидетельствуют о мошенничестве и могут выявляться на стадии нотариуса, если он не является заинтересованной стороной. Полномочия нотариуса существенно расширили!.. — говорит Соловьев.
Как обезопаситься?
Квартира одинокого пожилого человека может показаться лакомым кусочком для мошенника. Часто старичкам подсовывают на подпись договор купли-продажи под видом ренты или пожизненного содержания. А пенсионеры могут не отдавать себе отчет в том, что подписывают.
— Это часто работает, когда есть заинтересованные лица по всей цепочке, — уверяет Иван Соловьев.
Страдают не только собственники, но и покупатели. Например, часто мошенничество происходит с предоплатой, когда выставляется на продажу квартира по выгодной цене, и мошенники создают вокруг нее ажиотаж, говорят, что покупателям нужно срочно вносить предоплату. А человек, опьяненный возможностью приобрести дешевое жилье, теряет деньги.
— Нужно помнить, что самый популярный способ мошенничества — это введение в заблуждение собственников квартир о природе сделки с помощью поддельных документов и замены природы сделки. Человеку необходимо внимательно смотреть, что он подписывает! — советует Иван Соловьев.
Под разными документами может скрываться документ купли-продажи, дарения нотариальная доверенность, дающая право лицам распоряжаться чужим жильем, или расписка, подтверждающая сделку.
— Все это придает так называемую «легальность» действиям мошенников, и им удается годами осуществлять свою деятельность, — объясняет Соловьев.
Статистика: по данным МВД, в России регулярно фиксируются новые случаи преступных схем при операциях с недвижимостью. В 2021 году заявления подали 6 335 человек, в 2022-м — 6 184. В Москве же только за пять месяцев 2023 года зарегистрировано 60 случаев мошенничества с квартирами: аферисты пытались присвоить чужое жилье.