Украина в очередной раз попыталась атаковать территорию России с использованием беспилотников. Самый дальний из них, обломки которого были обнаружены под Коломной в Подмосковье, пролетел почти 600 километров над российской территорией. Другие были ликвидированы в Адыгее, Краснодарском крае, Белгородской области. Массовый налёт провалился. Впрочем, и вопросы остались. Классические: «Почему?» и «Чем противостоять можем?».
Цель, которая в прицеле
Украина уже не первый раз предпринимает попытки атак беспилотными средствами объектов на территории России. И если в прошлом году использовались старые, но модернизированные, не без помощи иностранных специалистов, БПЛА Ту-141 «Стриж», то теперь в ход пошли новые разработки. Из опознанных обломков, обнаруженных под Коломной, идентифицировали беспилотник самолётного типа UJ-22 Airborne (Укрджет-22 «Бортовой»). Его впервые представили в 2021 году, а с мая 2022 года такие БПЛА стали закупать ВСУ. Изначальный контракт был заключен на 8 миллионов долларов, который к августу увеличился до 20 млн. Производством этих беспилотников занимаются компании Skyeton, SKIF и «Укрджет».
БПЛА UJ-22 Airborne является самым крупным дроном военного предназначения из созданных на Украине. Его взлетная масса составляет 86 килограммов, беспилотник оснащен двухтактным бензиновым двигателем, позволяющим развивать скорость до 180 км/ч (крейсерская 120 км/ч). Продолжительность полета составляет более 8 часов, что дает «билет в один конец» до 800 километров. Боевая нагрузка — две подвешенные мины 82-мм калибра либо несколько реактивных противотанковых гранат РПГ-7.
Габариты «бортового-22» — длина 3 300 мм, размах крыльев — 4 600. То есть цель маломерная и малозаметная, при минимальной высоте полета в 50 метров такие системы ПВО, как ЗРК С-300 и С-400, её просто не «видят». Этот БПЛА поддерживает связь с наземной станцией на удалении до 120 километров, на большем удалении беспилотник летит в автономном программируемом режиме. Либо, как, скорее всего, и было в последнем случае применения, поддерживается системами спутниковой навигации. И до окрестностей Коломны его доводили уже американские операторы.
В арсенале ВСУ имеется и такая дальнобойная «птичка», как БПЛА Raybird-3. Она меньше по габаритам (размах крыльев около 3 метров) и может нести полезную боевую нагрузку до 5 килограммов. Дальность полёта под контролем наземной станции составляет 220 километров, а вот безвозвратный полет по максимуму может достигать до тысячи километров.
Другие украинские БПЛА, типа SKIF или «Лелека», особой дальностью полета не отличаются, оснащены электрическими двигателями, да и полезная нагрузка незначительна. Ставку на нанесение ударов по территории России Киев будет делать именно на БПЛА UJ-22 Airborne. После уничтожения базы Харьковского авиазавода, где модернизировали/восстанавливали Ту-141 «Стриж», а также из-за отсутствия поставок ударных беспилотников дальнего радиуса действия иностранного производства применять Украина будет в большей степени свои «бортовые».
Чем противостоять дроновой угрозе
Небо России в достаточной степени надежности прикрыто средствами ПВО дальнего и среднего радиуса действия. С этой задачей справляются зенитные ракетные системы С-300, С-400, а сейчас ещё и поступившая на вооружение С-500 «Прометей». Они нацелены на самолёты, баллистические ракеты, могут противостоять и гиперзвуковому оружию. При этом крайне неэффективны в борьбе с беспилотниками, которые летают на малой высоте.
«Ситуацию должна исправить нынешняя реформа, когда войсковые средства ПВО переведены из Сухопутных войск в подчинение командования ВКС, — рассказал aif.ru военный эксперт Владислав Шурыгин. — В переводе на русский это означает, что будет действовать централизованная система и, главное, в автоматическом режиме, когда есть цель, неважно крупная или мелкая, но она гарантированно уничтожается доступными средствами. Скажем, по БПЛА в большей степени эффективны такие системы, как „Тор-М1“, „Стрела-10“, „Оса“, это оружие ПВО ближнего боя. И их предназначение — уничтожать цели непосредственно на линии соприкосновения. Речь в данном случае идёт о многоэшелонированной обороне, когда первая линия ПВО цели либо сбивает, либо засекает и передает эти данные для других систем.
Нечто подобное у нас было и во время Великой Отечественной, когда немецкие бомбардировщики, летевшие бомбить Москву, засекались ещё где-то в районе Смоленска, и их направления передавались по всем системам ПВО уже в тыловой зоне. Примерно такая система, но более оснащенная техническими средствами перехвата будет создана и сейчас. И в ней будут задействованы не только дальние, но и малые средства перехвата. Понятно, что всю территорию России не закрыть „Торами“, но вот пути воздушных атак можно распознать заранее и уже принимать меры по их уничтожению. Беспилотники обладают небольшой скоростью, что дает время для их встречи».