Корпорация «Боинг» в последнее время стала постоянным источником головной боли для специалистов в области космоса. Не успел отгреметь скандал с неудачными испытаниями пилотируемого корабля, вследствие которых два астронавта застряли на борту МКС более чем на полгода, как возникла ситуация с еще более серьезными последствиями.
«Наличие потенциальной угрозы для всех аппаратов»
«По данным Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП) Центрального научно-исследовательского института машиностроения (входит в Госкорпорацию „Роскосмос“ — прим. ред.), зафиксировано значительное увеличение числа космических объектов в плоскости орбиты разрушенного телекоммуникационного спутника Intelsat-33e, — говорится в сообщении корпорации „Роскосмос“, — в результате проведённых наблюдений специалисты „Роскосмоса“ обнаружили более 80 фрагментов космического аппарата. Анализ траекторий движения образовавшихся фрагментов показывает, что разрушение спутника, произошедшее, по расчётам российских специалистов, 19 октября 2024 года, носило одномоментный и высокоэнергетический характер. На основании полученной динамики распределения обломков Intelsat-33e можно сделать вывод о наличии потенциальной угрозы для всех действующих космических аппаратов, включая орбитальную группировку Госкорпорации „Роскосмос“, в геостационарной области космического пространства. В настоящее время осуществляется сбор координатной информации с целью выявления новых фрагментов разрушения спутника, после чего объекты „космического мусора“ будут включены в расчёты опасных сближений с космическими аппаратами российской группировки — телекоммуникационными „Экспресс-АТ1“, „Ямал-402“ и „Экспресс-АМ6“, гидрометеорологическим „Электро-Л“».
Проблема на платформе Boeing 702MP: что за аппарат Intelsat 33e?
Космический аппарат Intelsat 33e представлял собой геостационарный телекоммуникационный спутник, предназначенный для предоставления телекоммуникационных услуг для Европы, Африки, Среднего Востока, Азии и Австралии. Он был построен компанией «Боинг» по заказу базирующегося в Люксембурге спутникового оператора Intelsat.
Создавался аппарат на базе космической Boeing 702MP. Предполагалось, что ресурс работы спутника составит 15 лет.
На орбиту он был выведен 24 августа 2016 года ракетой Европейского космического агентства «Ариан-5» с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Проблемы с Intelsat 33e начались сразу. Специалисты сообщили, что на спутнике произошёл отказ основного двигателя, в связи с чем достижение точки стояния на геостационарной орбите потребует больше времени. В эксплуатацию спутник ввели в конце января 2017 года, предупредив, что из-за возникших сложностей ресурс спутника сократился примерно на 18 месяцев.
Летом 2017 года выяснилось, что у Intelsat 33e наблюдается перерасход топлива, и прогноз по его жизнеспособности уменьшили еще на два года.
Будет ли так, как в «Гравитации»?
Но на деле все оказалось гораздо хуже. 19 октября 2024 года в Intelsat сообщили, что со спутником пропала связь, а спустя два дня компания признала окончательную потерю аппарата.
И в России, и в США соответствующие службы зафиксировали вместо спутника образование значительного количества обломков.
«Одномоментный и высокоэнергетический характер» разрушения Intelsat 33e означает, что аппарат, скорее всего, взорвался. Причиной могли стать все те же проблемы с двигательной установкой.
Вместо него теперь по орбите несется облако обломков, несущее потенциальную опасность другим аппаратам.
По мнению экспертов, ждать чего-то фатального, подобного сюжету фильма «Гравитация», не приходится. Тем не менее угроза действующим спутникам присутствует, и усугубляется она тем, что в условиях геостационарной орбиты возможности уклонения аппаратов от опасных объектов ограничены. И теперь специалистам разных стран придется дополнительно рассчитывать траектории движения обломков Intelsat 33e, дабы предотвратить новые столкновения на орбите.
Убытки растут
Существующая практика предполагает, что отработавший свое аппарат с геостационарной орбиты уводится на так называемую орбиту захоронения. Но это возможно только при штатном завершении активного цикла. В данной же ситуации «сюрприза» от продукции «Боинга» никто не ждал.
Накануне корпорация представила отчет, согласно которому в третьем квартале 2024 года убыток составил 6,2 млрд долларов. Даже увеличение продаж самолетов не вытаскивает «Боинг» из кризиса. Всего за последние шесть лет убытки компании превысили 33 млрд долларов.
Камнем на шее для корпорации в течение долгого времени были крушения лайнеров в 2018 и 2019 годах, за которыми всплыли крупные нарушения на производстве. Теперь, однако, «Боинг» тянет на дно еще и космическая составляющая.
Разрушение спутника создало проблемы всем, кто работает с орбитальными аппаратами. И доверия к производителю это определенно не добавило. А если, не дай бог, Intelsat 33e все-таки кого-то потянет за собой, последствия для «Боинга» даже трудно вообразить.