Как следует из отчета группы компаний InfoWatch, в прошлом году Россия заняла второе место в мире по количеству утечек данных, потеряв 1,58 млрд записей. По сравнению с 2023 годом их количество увеличилось на 31,7%. Среди отраслей, где произошло наибольшее количество утечек, аналитики выделили торговлю, промышленность, государственные органы, банковский и IT-сектор.
«Если без вашего ведома на „Госуслугах“ изменилась личная информация или появились новые начисления и задолженности, а с сайтов, которыми вы пользуетесь, пришло уведомление о компрометации данных, нельзя терять время, — предупреждает Соловьев. — При подозрительных изменениях незамедлительно обращайтесь в техподдержку сервиса, а затем — в полицию. Если вы получили уведомление об утечке данных с сайта интернет-магазина, сразу же поменяйте данные для входа в аккаунт, настройте двухфакторную идентификацию, проследите историю входа в личный кабинет и завершите все активные сеансы, кроме текущего. А если в руках злоумышленников могли оказаться банковские данные, попросите банк приостановить или заблокировать карту. И, конечно, скептически относитесь ко всем звонкам, которые вам могут поступать».
Как правило, об утечках интернет-ресурсы заявляют официально, информацию также передают СМИ. Если на сайте произошел слив информации, можно обращаться в Роскомнадзор. За массовую утечку данных (более 100 тыс. записей) предусмотрена административная и уголовная ответственность — штраф до 3% годовой выручки компании или до шести лет лишения свободы. Пострадавшим в результате слива положена компенсация, заявку на нее можно подать на «Госуслугах».
«Личные данные многих россиян уже давно находятся в Сети, а новые утечки продолжают происходить, — говорит Соловьев. — В течение длительного времени мы работали на иностранном оборудовании, а наша персональная информация хранилась в базах данных иностранных разработчиков. Поэтому с введением санкций многие компании, с которыми мы подписывали соглашения о неразглашении персональной информации, просто слили ее в Сеть. Кроме того, новые технологии по сбору информации разрабатываются быстрее, чем средства ее защиты, поэтому сливы даже сейчас происходят на регулярной основе».
Еще одна причина утечек — негигиеничное отношение пользователей к своим персональным данным, считает эксперт.
«Несмотря на широкое освещение этой темы в СМИ, люди продолжают верить мошенникам, направо и налево сообщают коды для входа в аккаунт на „Госуслугах“, — объясняет он. — В наше время мошеннику не нужно много времени, чтобы собрать о человеке информацию. Для этого он даже может проанализировать социальные сети, где многие делятся мельчайшими подробностями своей жизни, и составить полный портрет жертвы. Кроме того, нередко данные „утекают“ по вине сотрудников финансовых организаций, которые допускают ошибку или намеренно продают информацию третьим лицам».